Все подобные истории начинаются одинаково. Вас случайно выбирают в толпе прохожих, предлагают поучаствовать в опросе или рекламной акции. И вот вы уже отвечаете на незамысловатые вопросы, скажем, о вкусовых предпочтениях, диктуете свой номер мобильного. Пару дней — и вам перезванивают, мол, вы выиграли подарок от нашей компании, будьте добры приехать, забрать и расписаться. А дальше... вы попадете в историю, выпутаться из которой ох как непросто.
Игра на чувствах
В один из дней такой звонок нарушил тишину и в доме пенсионерки Галины Николаевны из Минска: «Вы выиграли! Ждем вас в нашем офисе!» Как? Откуда? Ах, да! Месяц назад на одном из рынков представители компании по продаже посуды попросили поучаствовать в опросе. Поначалу Галина Николаевна не спешила получить выигранное: внуки, дача, словом, дел невпроворот. Убедила подруга: «Ничего ведь не теряешь, сходи». Еще один аргумент «за» — до офиса 10 минут пешком. Вместе с пенсионеркой корреспондент «СБ» отправилась на встречу...
Вежливости и обходительности у таких компаний стоит поучиться. Время под вас подстроят, на входе встретят, проводят до мягкого дивана... И вот уже ваш организм расслабляется, мозг абстрагируется от всех проблем. Тут–то консультант завораживающим голосом и сообщает всем собравшимся:
— Двое из победителей выиграли дополнительный бонус — путевки в Египет. Чуть позже вы узнаете, кто эти счастливчики. А пока предлагаем вам ознакомиться с нашим товаром.
Пока гостям рассказывают о чудесных свойствах продукции, в рекламируемых кастрюльках и сковородках уже приготовились отменные блюда. Тут же и дегустация. Частный психолог Татьяна Мосюк объясняет такой ход просто: «Это умелые манипуляции на человеческих слабостях. Во время еды мы получаем удовольствие, энергия уходит на пищеварение, к тому же приятная атмосфера, а тут еще все, как говорится, на халяву... Удачный момент сыграть на удовлетворении потребностей людей, у которых есть голод во всех его смыслах — нехватка теплоты, заботы, внимания, нередко и просто вкусной пищи».
Надо ли говорить, что именно во время еды потенциальным клиентам предлагают приобрести набор чудо–посуды? Покупка недешевая: минимальный комплект — порядка 800 у.е. Но компания на все готова ради вас, поэтому предлагает невероятно выгодную рассрочку на год. Выплатите всю сумму — получите посуду. Думаете, нет желающих? Ошибаетесь! Сотрудники компании знают свое дело. И вот уже собравшиеся достают кошельки, дабы внести первый взнос. Вот ненавязчиво подсели и к Галине Николаевне: «А какой набор посуды заказали бы вы?» — «Разумеется, минимальный». Заметив, что бланк на приобретение набора уже заполняют, пенсионерка не теряется:
— Нет, надо с детьми посоветоваться. Я ведь живу на пенсию, а покупка недешевая.
К слову, такая реакция — скорее исключение. Минчанка Елена М. до сих пор недоумевает, почему согласилась на покупку комплекта подушек за 600 долларов: «Его так здорово рекламировали. Была какая–то эйфория от одной мысли, что именно они появятся в моей спальне. А деньги? Такое чувство, что в тот момент мозг просто отключился...»
За все надо платить?
Максим Черняк, заместитель директора юридической фирмы, не исключает, что большинство подобных проблем возникает из–за невнимательности людей, а в итоге сделка становится законной, ведь оформлена надлежащим образом:
— При заключении договора здравомыслящий и дальновидный человек внимательно читает условия сделки, а не просто ставит подпись, не понимая серьезности обязательств, которые он на себя берет. У нас же такое — редкость. Покупатели, «охмуренные выгодными условиями», подписывают все, даже ничего не читая. А потом удивляются.
Вот и наша история на этом не закончилась. Спустя месяц размеренную жизнь Галины Николаевны всполошило письмо от компании: «Спасибо, что внесли первоначальный взнос. В этом месяце вы должны выплатить очередную часть суммы в размере 600 тысяч рублей». Но подождите, моя спутница ничего не подписывала и не выплачивала! Так в чем же дело? Звоним в фирму: «Не знаем, как и с кем вы договаривались, в списках вы есть — значит, на встрече присутствовали и договор подписывали». Как поступить в такой ситуации? Максим Черняк советует:
— В соответствии с Гражданским кодексом изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено кодексом и другими актами законодательства или договором. Если человек в здравом уме подписал договор, то расторгнуть его в одностороннем порядке практически невозможно. А если и пытаться, то только через суд.
К счастью, в случае с Галиной Николаевной договор удалось быстро и благополучно аннулировать, ведь его, собственно, и не было. Опытные маркетологи побоялись, что дело дойдет до суда, а там проблем не оберешься. Впрочем, такие претензии попадают к правоохранителям редко, в том числе и потому, что пострадавшим неудобно признавать свою оплошность, мол, обвели вокруг пальца. А в компании и вовсе от комментариев отказались, лишь заметили, что все покупки клиенты у них совершают добровольно, принуждения нет, а значит, не может быть и претензий.
Но самое интересное — обещанные путевки в Египет. Одна из них, кстати, досталась именно Галине Николаевне. Только доплата такая, что дешевле купить тур в любом агентстве, причем с проживанием в гостинице четырех, а то и пяти звезд. Выходит, есть правда в народной мудрости: бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке.
Компетентно
Ирина Астафьева, председатель правления Минского общества потребителей:
— Нам неоднократно приходилось сталкиваться с нечестностью подобных компаний, в том числе было несколько судебных дел, которые мы успешно выиграли. Особенно активизировался такой бизнес в последние месяцы. Виной тому в том числе и ослабление роли общественных объединений по защите прав потребителей. Но есть и другая причина: еще два–три года назад потребитель легко мог выиграть такое дело в суде, поскольку правосудие делало скидку на правовую неграмотность населения. Теперь же этого преимущества нет, а в подобных компаниях работают опытные юристы, которые оформляют договоры так, что оспаривать их — заведомо проигрышное дело.