У нас дома борьба с телевизором. Заключается она в том, что я вынимаю из разъема телевизионный кабель и закидываю за шкаф вилку. Далее неизменно следует взрыв эмоций: детишки отлипают от экрана и — о, счастье — начинают слышать, что ты им говоришь. Такую же борьбу пришлось затеять и с телефоном. Стоило только раз показать игру, и тут же лишилась средства связи. Ребенок стал жутко психованный. Из рук телефон не выпускал, просыпался со словами: «А ты мне дашь поиграть?» И засыпал со слезами: «Я не хочу спать, я еще не победил». Стерла все игры — снова передо мной милый ребенок. После этого, само собой, даже мысль о компьютерных играх, игровых приставках и геймбоях, все, что сейчас модно называть «гаджетами», была занесена в категорию запретных. И я уже заранее предвижу, что когда мои дошкольники дорастут до компьютера, шнур от него будет ездить со мной на работу.
Я не против технического прогресса, но и не понимаю, когда родители гордятся тем, что их чадо чуть ли не с двух–трех лет в компьютере «шарит», как взрослый. Не понимаю, когда папа покупает отпрыску мобильник стоимостью ноутбука — «чтобы был не хуже, чем у одноклассников». А то ведь стресс, комплексы: несовременная мобилка не поддерживает новую игру и не воспроизводит фильмы! А уж необходимость безлимитного интернета для младших школьников, наверное, не пойму никогда. Конечно, сегодня сложно оградить детей от побочных эффектов технического прогресса. Да и как, если все вокруг завязано на высоких технологиях и даже последний бастион — школа — пал под натиском гаджетов?
Каждый день медики предупреждают: гоните детей от экранов компьютеров, это вредно для их здоровья. И дело ведь не только в проблемах со зрением, которые, по статистике, у каждого четвертого. Другая опасность — воздействие на психику. Один ридер содержит в себе целую библиотеку, а в интернете ребенок может найти ответы на любые свои вопросы. Только в данном случае количество дает не качество, а информационный стресс. Раньше он встречался в основном у людей определенных профессий — в частности, у диспетчеров, операторов. Сейчас же от хронической информационной перегрузки страдают даже дети. Психологи замечают: за последние шесть лет у них вдвое выросло число маленьких пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Иными словами, эти дети не могут усидеть на месте, они не способны сосредоточиться на одном занятии и как следствие хуже учатся в школе.
Специалисты все чаще говорят о том, что погружение в мир гаджетов и виртуального пространства наносит удар по самому главному — умению мыслить. С одной стороны, мозг учится работать в условиях многозадачности, с другой — перестает проникать в суть вещей. Человек, читающий с бумажного листа, как выяснили ученые, осваивает материал от начала до конца страницы. Если же ему предложить документ в онлайне, то до конца он вряд ли дойдет — наверняка пойдет по одной из гиперссылок. Из всего вороха информации он усвоит лишь малую ее часть, да и то в общих чертах. В итоге факты накапливаются, но не усваиваются. Происходит перенасыщение. Невозможность полностью переварить информацию порождает нежелание, а затем и неумение концентрироваться на одном, но объемном источнике. Вот американские учителя давно разрешили пользоваться калькуляторами на уроках — и в результате их ученики не могут выучить таблицу умножения: она просто не держится в голове! Да и зачем, если можно нажать кнопку и добыть искомое?
Конечно, прогресс не остановишь. Помните, как из магазинов ушли счеты и продавцы заменили их калькуляторами? Неужели через несколько лет сами собой из школ уйдут и бумажные учебники? И совсем скоро дети совсем не будут писать ручкой, а все работы и задания станут выполнять на планшетных компьютерах? Офтальмологи не против: если между творческим конкурсом или командной игрой придется почитать еще и электронную книжку, вреда не будет. Была бы польза. Скажем, нажал на иллюстрацию в пособии по истории — поскакали печенеги да половцы. Коснулся картинки в учебнике физики — завращались электроны. Нажал на стихотворение — а оно тебе само читается, вслух и с выражением. И все наглядно и все понятно. Торжество тачскринов и флэш–технологий! Но даже сегодня, в век высоких технологий, дисплею, пусть и самому невесомому, гнущемуся и с самыми черными электронными чернилами, которые не утомляют детские глазки, я бы предпочла обычный учебник, который можно положить под подушку, чтобы лучше запоминалось. Верю: только через живое общение с книгой можно привить малышу любовь к чтению. А компьютер, ридер — по сути, ведь холодный кусок железа. С него ли надо начинать постижение мира?