Каждая проверка санслужбы выявляет в магазинах большое количество нарушений. Между тем работники торговли считают, что работать без нарушений в создавшейся обстановке, когда существует дефицит кадров и низкие зарплаты, очень трудно.
Столичная санитарно-эпидемиологическая служба за 10 месяцев текущего года проверила 242 магазина и 216 предприятий общепита. Практически везде были выявлены те или иные нарушения санитарных норм и правил, сообщил руководитель Минского городского центра гигиены и эпидемиологии, главный государственный санитарный врач Минска Иван Войтович на оперативном совещании в Мингорисполкоме.
Нарушения, пишет агентство «Минск-Новости», касались как условий реализации продукции, так и технического и санитарного состояния помещений, оборудования. Отмечены и случаи реализации продуктов питания с истекшим сроком годности.
«По всем фактам виновные лица привлечены к административной ответственности, — отметил Иван Войтович. — Кроме того, мы шли на такую крайнюю меру, как приостановление эксплуатации объектов торговли и общепита. Правда, такие случаи единичны».
В целом по результатам проверок предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли за январь-октябрь нынешнего года к ответственности привлечены более 600 должностных лиц. Общая сумма штрафов составила свыше 400 млн. рублей.
Отметим, что подобные результаты дает практически каждая проверка. Когда магазины проверяли летом, на большинстве обследованных санслужбой торговых объектах были выявлены нарушения санитарного законодательства. Медики тогда призывали граждан быть внимательными, особенно покупая скоропортящиеся товары в жару. Сейчас на улице холодно, но призыв повторить будет не лишним.
Однако только ли на работников торговли нужно нарекать, когда речь идет о нарушениях санитарного законодательства?
На фоне значительного падения покупательского спроса требование иметь в магазинах достаточный ассортимент продукции не отменяли. В результате стала появляться продукция, которая залеживается, отметил в комментарии для Naviny.by директор универсама «Юбилейный-92» Владимир Нерозя.
«Вероятность, что что-то где-то застрянет, — отмечает Нерозя, — очень высокая. В каждом магазине можно найти что-то просроченное. В крупном магазине только для проверки сроков годности необходимо потратить полдня. Таким образом, чтобы заполнить десяток метров витрины гипермаркета, необходимо очень много продуктов и времени. Держать прилавок полупустым же не станешь».
Специалист советует «отовариваться скоропортящимися товарами в небольших магазинах, где все компактно и не выставляют товар в огромных количествах на прилавок».
Директор «Юбилейного-92» подчеркивает, что работники стремятся как можно тщательнее отслеживать сроки годности продуктов. Однако нарушения спровоцированы рядом факторов, например, кадровым дефицитом — не хватает продавцов, а также уборщиков. Людей не устраивают низкие зарплаты, что связано с невысокими доходами магазинов, отмечает Нерозя.
Кроме того, низкие доходы магазинов провоцируют использование в течение долгого времени старой техники. На старом же оборудовании работать качественно невозможно.
Штрафы магазинам за просроченные продукты понятны и логичны, так как речь идет о безопасности покупателей. Но объекты торговли и общепита нередко наказывают рублем и за не столь серьезные по возможным последствия нарушения санитарных норм и правил. Например, за граффити на стене или за плохо убранную парковку.
Для многих торговых объектов с наступлением зимы вопрос поддержания порядка на парковках становится настоящей головной болью. Стоянки у магазинов постоянно заняты, так как их используют не только клиенты, но и жители ближайших домов, и снегоуборочная машина проехать среди моря автомобилей не может. В результате — нарушение санитарного законодательства.