Сегодня — 40 лет со дня выхода на экран народной кинокомедии «Джентльмены удачи». Столько лет прошло! Но впечатление такое, что в жизни ничего не изменилось. И пусть лукавят создатели, уверяя, что их «джентльмены» — персонажи вымышленные, до сих пор среди нас можно встретить Хмырей и Косых, Доцентов и Василиев Алибабаевичей. А без чудаковатых идеалистов Трошкиных, верящих в то, что добро, труд и образование могут перевоспитать и поставить на путь истинный любого, современная жизнь вообще стала бы пресной и скучной. Да и Добро со Злом, эти главные герои фильма, до сих пор живы и с переменным успехом ведут непримиримую борьбу. Так, значит, можно надеяться на продолжение любимых «Джентльменов»? Ведь должно же Добро когда–нибудь победить своего врага! Конечно, должно. Но только в других фильмах, с другими героями и по другим сценариям. ТАКИХ «Джентльменов» уже не будет. Вопрос:
У вас есть знакомые джентльмены удачи?
Павел Рудаков, артист театра:
— Как–то раз на гастролях в Одессе на рынке у меня вынули из кармана кошелек со всеми командировочными. С тех пор с джентльменами удачи предпочитаю не встречаться.
Андрей Скоробогатов, главный редактор телерадиокомпании «Могилев»:
— Лично у меня — нет. Но, выйдя во двор, часто вижу похожих персонажей — ну копии «джентльменов»! К примеру, Хмыря, побирающегося у магазина. Такие с годами не меняются. Разве что блатной романтики у них поубавилось. Люди это незлые, вполне поддающиеся перевоспитанию, но безвольные. Кстати, совсем недавно узнал, что некоторые фразы из фильма «Джентльмены удачи» были особенно понятны... людям судимым. В частности, в тюрьмах тех лет осужденным не давали макарон. Поэтому над фразой «А в тюрьме сейчас ужин, макароны дают» зэки смеялись особенно весело.
Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики СШ № 10, Жлобин:
— Такие персонажи — сплошь и рядом. Может, сегодня под влиянием нового времени они несколько в ином обличье, но они есть! Так что продолжение можно придумать (правда, не знаю, кто бы их мог перевоспитать так, как это сделал Доцент). Можно представить себе, что в наше время Василий Алибабаевич, например, стал олигархом — предприимчивая жилка в нем есть. Воспитатель Косой с воодушевлением учит ребят в детдоме, как надо себя вести. А Хмырю нравится работа портье в отеле. Жизнь у всех наладилась, но вдруг они сталкиваются с новыми, еще только начинающими «джентльменами»... Пойдет идея?
Юлия Фролова, актриса театра и кино:
— Некоторые из моих одноклассников не смогли вовремя определиться с приоритетами в 90–е годы и попали в тюрьму. Сейчас вышли, пытаются строить бизнес. Так что, можно сказать, знакома.
Михаил Максимов, прораб:
— Вряд ли эта классическая комедия когда–нибудь потеряет актуальность — ее можно пересматривать много раз, и не надоедает. Любимое мое выражение — «туда не ходи, сюда ходи — снег башка упадет, сафсем мертвый будешь». Я сам, как тот Василий Алибабаевич, часто его использую при работе на стройке.
Владимир Разумович, директор экологической гимназии № 3, Барановичи, член Белорусской ассоциации директоров школ:
— Фильм очень хороший. Но, как мне кажется, не столько сюжет хорош, сколько игра актеров. Фраз очень много запомнилось. Но, понятно, школе они не подходят. Кроме как из сцены в детском садике, где Евгений Иванович Трошкин (Доцент номер 2) быстро уговорил детишек взять в руки космические ложки и основательно подкрепиться: мол, ракета до обеда на Землю не вернется и перекусить будет негде. Этот прием мы используем с первоклашками в столовой. Но без ракет и других обещаний. Дети сейчас другие, сразу замучают расспросами: а где ракета, почему не полетели?
Владимир Степаненко, художник:
— Конечно, есть! Археологи нашей Академии наук — настоящие джентльмены удачи. Они все мечтают найти шлем Александра Македонского! Или корону Гедимина. Мечтают о великом, но радуются каждой найденной вещице. Ведь только настоящий джентльмен может искренне радоваться какому–нибудь пряслицу или ржавому рыболовному крючку, которому 2.000 лет!