10 января в Пинске после двухнедельного перерыва продолжилось рассмотрение уголовного дела по взрыву на СООО «Пинскдрев-ДСП». Процесс проходит в отсутствии главного фигуранта этой производственно-криминальной драмы — бывший генеральный директор ЗАО «ХК «Пинскдрев» Лоран Аринич скрылся от следствия.
Напомним, случилась 25 октября 2010 года около 13.00. Взрыв произошел на участке по производству древесных топливных гранул. В общей сложности пострадал 21 работник предприятия: 2 человека погибли на месте, еще 12 скончались в больницах Пинска, Бреста и Минска. Пятеро из пострадавших остались инвалидами. Ущерб составил почти 4 миллиарда рублей.
В день трагедии прокуратура Пинска возбудила уголовное дело по части 2 статьи 302 УК РБ («Нарушение правил безопасности на взрывоопасном предприятии повлекшее по неосторожности смерть человека с причинением ущерба в особо крупном размере»). Несколько позже это уголовное дело было принято к производству и окончательно расследовано Генеральной прокуратурой. Оно насчитывает 56 томов.
Судебный процесс начался 13 декабря 2011 года. Дело слушается Брестским областным судом, перед которым в качестве обвиняемых предстали бывшие главный инженер ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Владимир Шестаков, директор СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонид Логвин и главный инженер этого же предприятия Игорь Логвин. Леонид Логвин обвиняется по части 2 статьи 428 («Служебная халатность», санкция до 5 лет лишения свободы), двум другим обвиняемым инкриминирована часть 3 статьи 304 («Нарушение правил пожарной безопасности», до семи лет лишения свободы).
Примечательно, что в ходе первоначальных следственных действий была установлена причастность к трагедии еще одного руководителя СООО «Пинскдрев-ДСП», по указанию которого в этом производственном подразделении «примерно за неделю до произошедших событий был отключен настенный вентилятор». Однако этот человек и сам стал жертвой пожара, умер в больнице 1 ноября.
По сведениям Naviny.by, Владимир Шестаков вину не признал, а Леонид Логвин и Игорь Логвин признали свою вину частично.
Главным же фигурантом этого громкого дела должен был стать бывший гендиректор ЗАО «ХК «Пинскдрев» . Весной прошлого года следователь Генеральной прокуратуры официально уведомил его о том, что в отношении него возбуждено уголовное дело по подозрению в превышении служебных полномочий. Однако мера пресечения к нему не применялась, и Аринич уехал за границу якобы на лечение. Больше его в Беларуси не видели. Уголовное дело в отношении бывшего гендиректора выделили в отдельное производство. С 23 августа 2011 года он находится в розыске, а 22 сентября вынесено постановление о применении в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей.
К настоящему времени в суде заслушаны показания обвиняемых и потерпевших. Сейчас идут допросы свидетелей, коих в деле более 80 человек.
Суду в этой драматической истории, сопоставимой по количеству жертв с терактом в минском метро, предстоит не только определить степень вины обвиняемых, но и назвать причины производственной трагедии. Точнее, подтвердить или опровергнуть ранее сделанные выводы многочисленных проверяющих, которые, как у нас водится, действуют жестко только постфактум.
Уже через неделю после взрыва Генпрокуратура главу правительства о том, что объемный взрыв на предприятии произошел «вследствие допущенных нарушений производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасном предприятии». Прокурорская проверка выявила вопиющие факты, предшествовавшие трагедии: «На данном предприятии неоднократно (в январе, феврале, марте, мае, июне и июле 2010 г.) отмечались возгорания и искрение на одной из мельниц участка по производству древесно-топливных гранул, постоянно наблюдался повышенный уровень пыли». По данным Генпрокуратуры, «требования по оборудованию помещений установками автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» не выполнялись с… 2000 года. Кроме того, «в СООО «Пинскдрев-ДСП» самовольно, без соответствующих согласований санитарной службы, пожарного надзора, была установлена вторая линия по производству древесно-топливных гранул».
Более жесткие выводы содержатся в докладной записке Совета безопасности № 21-05/116 от 9 ноября 2010 года, выдержки из которой опубликовала газета «Вечерний Брест».
По сути, работа межведомственной группы в составе руководителей и специалистов Совбеза, Генеральной прокуратуры, КГБ, МЧС, МВД, Министерства труда и социальной защиты по установлению причин и условий возникновения взрыва в СООО «Пинскдрев-ДСП» свелась к констатации известных на «Пинскдреве» фактов, которые руководство холдинга за проходную «не выпускала». И, как оказалось, до трагедии многим проверяющим попросту не разрешали проводить проверки на территории завода. В докладной записке Совбеза говорится:
«Л.С. Аринич в среде своих коллег и подчиненных характеризуется как авторитарный руководитель. Низкий уровень заработной платы, привлечение работников без их согласия к работе в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни сформировало негативное отношение рабочих к руководству ЗАО «ХК «Пинскдрев». Так, средняя заработная плата на ЗАО «ХК «Пинскдрев» за 9 месяцев 2010 г. составила 1038 тыс. рублей, генерального директора Аринича Л.С. — 18 854 тыс. рублей, его заместителей — 6954 тыс. рублей.
Игнорирование руководством ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» предписаний государственных контролирующих органов, в первую очередь государственного пожарного надзора, в значительной мере обусловлено личной убежденностью в безнаказанности в связи с наличием влиятельных связей в различных государственных органах как местного, так и республиканского значения. Л.С. Аринич ни разу не присутствовал на заседаниях Пинского горисполкома, где рассматривались вопросы состояния охраны труда и пожарной безопасности на предприятиях руководимого им акционерного общества».
Потерпевшие и родственники погибших считают, что Ариничу не случайно удалось скрыться от следствия и суда. Возмущенные люди направили коллективное обращение в Администрацию президента, Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности и Комитет государственного контроля с требованием найти и наказать бывшего гендиректора. Единственное наказание, которое Аринич уже понес, — Пинский горсовет депутатов лишил его звания почетного гражданина Пинска.