Прототип народной дружины возник в Москве еще в 1881 году...
Недавно стала свидетелем драки. Размахивая кулаками и выкрикивая угрозы, несколько подростков сплелись в пестрый клубок. Из–за чего разгорелся сыр–бор — уже было не разобрать. Прохожие, образовав полукруг, увлеченно наблюдали за разворачивающейся баталией. Невесть откуда вдруг возникла пара крепких парней с красными повязками на рукавах. Они моментально развели хулиганов в разные стороны. Я–то думала, что дружинники остались в советском прошлом. Оказалось, «изобретение» прошедшей эпохи прекрасно работает и в наши дни.
Корни явления
Прототип народной дружины возник в Москве еще в 1881 году. Дружинники помогали поддерживать порядок только во время крупных торжеств. Спустя 20 лет численность движения достигла 80 тысяч человек. А дружина перестала созываться от случая к случаю.
В 1932 году руководить стихийными дружинами было предложено правоохранительным органам. Так появились БРИГАДМИЛы — бригады содействия милиции. Создавались они по территориальному признаку. Патруль из милиционеров вместе с добровольными помощниками обходил по вечерам улицы и проверял злачные места.
В конце 1958 года рабочие ряда предприятий Ленинграда предложили создать новую форму участия трудящихся в охране общественного порядка — добровольную народную дружину. В отличие от прежних бригад в нее объединялись по принципу работы в одном трудовом коллективе. Активистам предоставлялись дополнительно оплачиваемый отпуск, бесплатные путевки в санаторий.
Глубокий кризис конца 80–х годов сказался и на ДНД. Теперь в них вступали ради дополнительных отгулов и отпусков. В дружины приходили случайные люди, которые прельщались исключительно льготами. С крахом советской системы пришел конец и объединению.
Его робкий ренессанс начался в России в 1992 году. То и дело появлялись новости о возродившихся на разных заводах дружинах. Однако сейчас это — скорее стихийные объединения граждан, которые по очереди следят за порядком на территориях, где живут или работают.
В одну реку — дважды
После более чем 20–летнего перерыва в 2003 году общественные объединения возобновили деятельность и в Беларуси. Сначала никто не горел желанием тратить свободный вечер на патрулирование улиц. Постепенно лед тронулся: горожане, живущие в одном месте или работающие на одном предприятии, стали объединяться, чтобы вместе охранять порядок.
Современная дружина от своей советской предшественницы мало отличается. И сегодня добровольцы — это своего рода мостик, который соединяет население с правоохранительными органами. В будни, выходные и праздники они выходят на дежурства и вместе с милицией патрулируют улицы, площади, парки.
Недавно прошел смотр–конкурс в одной из крупнейших добровольных дружин, организованной на Белорусской железной дороге. Сейчас здесь насчитывается около 90 добровольных правоохранительных объединений, в которых состоят более 1.000 человек. Они действуют во множестве городов страны.
Владимир Курленко, электромонтер Могилевского вагонного депо, дружину возглавляет 8 лет. В этом году получил звание лучшего командира.
— Вместе с милиционерами мы сопровождаем пригородные поезда, — рассказывает Владимир Николаевич. — Ездим в рейды, контролируем, чтобы люди не хулиганили, не провозили контрабанду. В основном сталкиваемся с мелкими нарушителями, которые, подвыпив, затевают драки.
Его коллегу из Минска, контролера–ревизора пассажирских поездов Михаила Файвиловича лучшим дружинником признают не в первый раз. Кстати, за прошедший год дружинники помогли раскрыть 17 преступлений. Сам Михаил Борисович разыскивал похитителя телефона.
— Пассажир оставил мобильный подзаряжаться в мужском туалете на вокзале. Вор заметил «бесхозную» вещь — схватил и ходу. Нашли его по горячим следам, — гордо рассказывает Файвилович.
Мне интересно, как сегодня люди реагируют на добровольных помощников милиции? Собеседники утверждают: их присутствие на вокзале, перроне успокаивает мелких хулиганов и нарушителей лучше всяких слов.
Красная повязка и значок так и остались символом современных добровольцев. Пополняют их ряды не только ностальгирующие по советскому прошлому взрослые — подключается и молодежь.
— В добровольные дружины объединяются люди определенной гражданской позиции, — уверен заместитель начальника общетехнической службы управления Белорусской железной дороги Сергей Новиков. — Мы ищем помощников только среди неравнодушных. Не каждый готов в свободное время выходить на дежурства и противостоять нарушителям.
Мотивация рублем
Добровольные помощники имеют право проверять документы, задерживать нарушителей, участвовать в досмотрах личных вещей и автомобилей, пресекать преступления. Но руководство учитывает характер, поведение кандидата в добровольцы. Как ни крути, а человек наделяется властью, значит, должен уметь грамотно ею распорядиться. Некоторые новички просят выдать им... пистолет. Нужды в этом никакой. Внештатные ситуации случаются крайне редко, и для их разрешения имеются спецсредства у милиции. Недавно полоцкие дружинники усмиряли нарушителя, размахивавшего ножом. Случиться может всякое, поэтому здоровье добровольцев застраховано. Правда, до сих пор (здесь добровольцы трижды стучат по дереву) до выплат страховых компенсаций не доходило.
Правоохранительные органы начинание поддержали, помощникам с красной повязкой на рукаве они только рады.
— Территория, которую мы обслуживаем, велика настолько, что полностью проконтролировать ее физически невозможно, — включается в разговор замначальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД на транспорте подполковник Геннадий Ворсо. — Поэтому дружинники — это реальная помощь для транспортной милиции. Особенно в тех случаях, когда нужно задержать нарушителя, но в одиночку милиционер не справляется. Кроме того, добровольцы — дополнительные глаза и уши.
Работать не за страх, а за совесть готов не каждый. И лучшая мотивация — рублем. Так, за один час дежурства дружинник получает 10 процентов от базовой величины. Сумма, признаться, невелика. Но если дежурить регулярно, за месяц «накапывает» неплохая прибавка к зарплате. Правда, денежную меру поощрения своих активистов пока использует только железная дорога. Добровольцы остальных предприятий награждаются грамотами, могут брать отпуск в удобное время, для них предусмотрен и дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск.
Многие уверены, что в одну и ту же реку дважды не войти. Мол, и за окном — не Советский Союз, и люди совсем другие. Действительно, правоохранительные органы сейчас вполне способны обеспечить нашу с вами безопасность, однако не все желают быть в стороне от этого благородного дела. Дружинники убеждены, что в спокойствии наших дворов и улиц должны быть в первую очередь заинтересованы люди, живущие здесь.