Отправляясь отдыхать через российских туроператоров, белорусские туристы порой тоже рискуют так и не добраться до пункта назначения. Случаи, когда они «зависали» в аэропортах, уже были. К примеру, в конце января, когда о приостановлении своей деятельности заявил «Ланта–тур вояж», на курортах по турам обанкротившейся фирмы уже находились десятки белорусов. У многих вылет из Москвы в Таиланд, Индию, на Кубу и в другие страны был запланирован — отпуска пришлось отменить. С «Лантой» договорными обязательствами на тот момент были связаны 5 белорусских фирм.
Клиентам одной из них — компании «Туссон вояж», — отдыхавшим в Таиланде, пришлось добираться до аэропорта своим ходом. «Ланта–тур вояж» попросту не оплатила их трансфер. По словам Натальи Шарепо, замдиректора «Туссон вояж», расходы туристам компенсировали в течение нескольких дней после их возвращения домой.
Но, несмотря на все риски, турфирмы пока не могут позволить себе отказаться от сотрудничества с российскими туроператорами. Ведь организовывать вылеты из Минска, к примеру, в азиатские страны, слишком накладно. Поток белорусов по этим направлениям пока не такой большой. А из Москвы летают дешевые чартерные рейсы. Вот и отправляют путешественников через Россию.
Конечно, наши турфирмы в экстренных ситуациях не оставили своих клиентов в беде — возместили все дополнительные расходы, вернули людей домой. Но вообще не хотелось бы, чтобы подобные ситуации повторялись. А где гарантия, что в скором времени кто–то из действующих туроператоров не «ляжет»? И как теоретически можно обезопасить себя?
Сейчас в Министерстве спорта и туризма изучают опыт на туристическом рынке в других странах. Хорошо налажена в этом плане работа в Венгрии: там, чтобы получить лицензию, у фирмы должен быть финансовый депозит, который зависит от размеров оборота компании. На сумму депозита и распространяется страховая ответственность. Застрахованы от нерадивых туроператоров немцы, австрийцы. Выходит, у нас пока все базируется на честном слове? По словам заместителя директора департамента по туризму Андрея Мартынова, проблема наших турфирм в том, что они зачастую являются агентами российских туроператоров. И в случае форс–мажора ситуацию приходится решать, руководствуясь российскими законами:
— Несомненно, надо вводить страхование: тогда наши туристы будут чувствовать себя более свободно. И нам нужно перенимать опыт других стран. Идеально работают в этом направлении в Германии. В 1986 году ассоциациями местных туроператоров была разработана Франкфуртская таблица. Это документ, в котором унифицируются правила возмещения убытков туристам за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги. Таблица носит рекомендательный характер, но поскольку сами туроператоры ее и составляли, то ей строго следуют. Ради репутации. По каждой типичной претензии, которую турист может предъявить, есть размер компенсации. Плохое питание — одна сумма, отказ в трансфере — другая.
Пока же нашим туристам, отправляющимся на отдых, стоит быть бдительными. Во–первых, ни в коем случае не соблазняться низкой стоимостью путевки: именно в этом может быть подвох. Во–вторых, изучать репутацию турфирмы: если это молодая компания, вряд ли она успела наладить качественную работу. Тогда в экстренных случаях выбираться с курорта или подыскивать отель придется самостоятельно. А это уже совсем иные траты.