Завтра наш общий великий праздник — День Победы. По площадям и улицам городов и сел пойдут ветераны, отправятся к братским могилам и обелискам колонны людей с венками и цветами. В Могилеве главное торжество развернется на Советской площади. У Вечного огня мемориала «Борцам за советскую власть». 9 Мая я увижу здесь много молодых лиц. Ребята придут, чтобы почтить память павших защитников, будут чествовать ветеранов. Нынешняя молодежь — новое поколение. Многие его представители вряд ли знают о войне по рассказам очевидцев. Воевали их прадеды. Но народная память жива. Уважение к защитникам Родины формировали книги, фильмы, школьные уроки... Результат по большей части радует. Но колет и тревога.
Не могу забыть дикий случай, случайным свидетелем которого был лично. Шумная компания подростков, изрядно подогретая горячительным, жарила на Вечном огне сосиски. А недавно ошеломила новость о еще более циничном поступке. Нетрезвый 20–летний парень, — сказать неловко, но и умолчать невозможно, — пытался потушить Вечный огонь, справляя на него нужду. Да, это разрозненные, единичные примеры. Мотив поведения здесь скорее примитивный: ложные представления о лихости, затмевающие здравый смысл, заглушающие голос совести. Но и закрывать глаза на эти болезненные симптомы ни в коем случае нельзя, дабы не разрослись в настоящую болезнь.
Говорят, патриотизм начинается с малого. Дети, как правило, с почтением относятся к месту, где родились и выросли. Любовь к Родине начинается с любви к родителям, своей деревне, городу, краю. И, кажется мне, в динамичной современности грамотно вести эту воспитательную линию все сложнее.
Дети легко распознают фальшь. Мероприятия по патриотическому воспитанию, проведенные для галочки, навевают скуку. В век интернета и мобильников подростков способны заинтересовать разве что модные ныне флешмобы. Вот и в Могилеве недавно прошел такой — по надуванию мыльных пузырей. Вполне светлое мероприятие. Но все же далекое от вечно ценного. Несколько лет назад я проводил «профбеседу» с ребятами, распивавшими неподалеку от Вечного огня пиво. Смотрел на тех, которые за час–полтора до этого стояли здесь, у мемориала, в почетном карауле, и думал: почетная миссия была для них пустой формальностью?
Что же делать, чтобы слова «честь», «патриотизм» доходили до сердца? Думаю, нужны не просто акции, флешмобы, а что–то настоящее. Многодневный поход с палатками по местам боевой славы. Участие в раскопках. История, оживающая на глазах... Подросткам важно самим поднимать из земли останки расстрелянных мирных жителей, изрешеченные пулями солдатские каски, слушать рассказы местных стариков, как на том самом месте, где сегодня разбит палаточный лагерь, в годы войны фашисты закапывали в землю живых детей. Оттого и просились мальчишки в поисковые отряды, группы, коих по стране были тысячи. Вот уже несколько лет как раскопками занимается лишь 52–й специализированный поисковый батальон Министерства обороны. Военные говорят: детям участвовать в них опасно. Возможно. Но справедливости ради отмечу, за все время работы поисковых отрядов не случилось ни одного ЧП. Ведь работали подростки под руководством историков, военных. В Украине, России работают и ныне. У нас на всю страну остался лишь клуб «Виккру». Но подростков к себе на раскопки мы уже не зовем. Разве что сами порой выезжаем с военными.
А сколько молодежи собирали в свое время Вахты памяти! Последняя Международная вахта прошла на границе Смоленской и Витебской областей в 1996 году. 760 человек, из которых 95 процентов — подростки.
Жаль, что хорошо известные и проверенные временем формы работы с молодежью уходят. Вот и «самодеятельный» туризм практически свернут на нет. В сельских школах все меньше наставников–энтузиастов, готовых в свободное время водить детей в пешие походы по местам боевой славы. Хотя они есть. В деревнях Романовичи Могилевского района, Светиловичи Белыничского, в лицее Славгорода. А ведь воспитать патриотизм — можно и нужно через призму человеческих судеб, своей семьи. Иначе для кого–то из молодых Вечный огонь будет просто костром, а День Победы — просто очередным выходным.
Николай Борисенко, историк, руководитель поискового клуба «Виккру», Могилев.