"Неучтенные" ветераны, или Как девушка с хорошей памятью помогала партизанам. 21.by

"Неучтенные" ветераны, или Как девушка с хорошей памятью помогала партизанам

09.05.2012 21:08 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Неучтенные" ветераны, или Как девушка с хорошей памятью помогала партизанам

  • Снежана Инанец, TUT.BY

Минчанке Ольге Потаповой скоро 90 лет. Если бы несколько месяцев назад она не упала и не сломала руку, "можна было б на танцы ісці". Так говорит неунывающая Ольга Семеновна о своем здоровье. А между тем за плечами нелегкая жизнь. Наблюдать женщине пришлось несколько войн, а в одной – и вполне себе поучаствовать. Корреспонденты TUT.BY побывали в гостях у бывшей партизанской связистки, у которой – так уж вышло – никогда не было удостоверения участницы войны.
 
А потом началась война
 
Родом Ольга Семеновна из деревни Латыгово, что в Чашникском районе Витебской области. Родилась в 1922 году, так что до Великой Отечественной войны уже успела поработать в нескольких городах. Причем судьба как-то сразу решила связать девушку с военными – сначала Ольга работала в столовой в военном городке "Печи". Пришлось поездить вместе с офицерами: сначала она попала в Польшу, а потом в литовский Каунас. В Каунасе работала на аэродроме.
 
"А летчиков было, девчата! Только замуж и выходи – выбирай любого, – с улыбкой вспоминает Ольга Семеновна. – И мне один летчик замуж предлагал за него пойти. Помню, когда я не согласилась, он спросил: "Может, тебе материальные условия не позволяют?" Видел же, как мы там жили… А я молчу в ответ, потому что не знаю, что это такое – "материальные условия". А спросишь – весь гарнизон будет смеяться, что у меня образование три класса только".
 
Однако девушка была отнюдь не глупой. Ольга Голубец любила все, что связано с арифметикой и отличалась отличной памятью. Полагаем, если бы в момент, когда летчик огорошил мудреными словами, Ольга могла предположить, сколь ценной окажется хорошая память в годы войны, она бы и не думала стесняться своей необразованности.
 
"А потом началась война, нас отправили в Беларусь в эшелонах…", – вспоминает  Ольга Семеновна Голубец.
 
Молодец, Голубец!
 
По пути в Минск Ольга узнала, что столица горит, там уже немцы. Стало понятно, что нужно возвращаться домой. Девушка доехала до Борисова, а потом уже пришла в свою деревню, к маме.
 
"Так и жила некоторое время в деревне. Мимо нас часто вели советских пленных. Все плакала, на них глядя, – искала знакомых военных. Живы ли они? А вдруг будут идти", – рассказывает бабушка Ольга.
 
Однажды, отправившись по ягоды в лес, девушка встретила четверых пленных. И узнала в них старшину из Каунаса, с которым вместе ездили за продуктами для солдат. Звали молодого человека Иван Потапов.
 
"Привела хлопцев домой. Объясняю маме, мол, это друзья мои. А Потапов вдруг говорит: "Фекла Федоровна, мы только поженились, вот, в отпуск собирались к вам ехать, а тут война". Мама решила, что это сюрприз такой для нее должен был быть. Так Иван Потапов остался у нас жить. А потом мы с этим Потаповым согрешили как муж с женой, еще позже у меня родился ребенок".
 
Постепенно в деревню вернулось еще несколько комсомольцев, которые вместе с семьей Ольги Голубец были готовы вносить вклад в общую победу.
 
Ольга Семеновна вспоминает, как встретила однажды партизана.
 
"Пасла колхозных коней, из лесу вышел человек. Познакомились. Оказалось, что он меня тоже знал еще в Литве, потому и стал со мной разговаривать. Это был Александр Мартинов, партизан. Так я и стала связной".
 
Нужно сказать, что в краях Ольги Семеновны действовал известный партизанский отряд "Буревестник". К осени 1943 года он вырос до бригады. Известно, что партизаны бригады "Буревестник" совершили более 130 боевых операций. Из них более 100 – под руководством командира бригады Михаила Мармылева, получившего позже звезду Героя Советского Союза (в его честь на улице Лопатина в городе Борисове два года назад была открыта мемориальная доска).
 
Особо важные задания новой связистке давал сам Мармылев.
 
"Только я никогда важных документов с собой не носила, врать не буду, – говорит Ольга Семеновна. – И никогда ничего не записывала, потому что у меня была очень хорошая память. Я должна была ходить в Борисов и приносить от основного разведчика сведения о численности немцев, об их планах. Идти в Борисов от партизанской стоянки надо было 60 километров, а потом столько же возвращаться назад. Ну и по городу еще. Звала знакомую, которая и не знала, что я – связистка. Мы брали справку о том, что идем за солью в Борисов, или тряпки какие менять".
 
Дорога – болота, да речки, да леса. Зато по возвращению партизанке с удивительной памятью говорили: "Молодец, Голубец!".



 
"В списки связных не была включена"
 
Свои заслуги Ольга Семеновна преувеличивать не склонна, однако по ее рассказам видно, что женщина и много километров по партизанским тропкам прошла, и каши в партизанских землянках вместе с мужем, который был комендантом отряда, хлебнула. К слову, стоял отряд в болоте, на "островах", неподалеку от озера Палик (почти на границе Борисовского и Лепельского районов). Места глухие, из-за болота немцы туда соваться не рисковали.
 
От того времени у Ольги Семеновны остались воспоминания и листок учета партизанских кадров, который выписали ей лишь в 1972 году. В этом листке учета читаем, что "по ее данным в 1942 году в деревне Латыгово был разгромлен немецкий гарнизон".
 
"Сообщала партизанам, сколько полиции, сколько немцев, где они стоят. Рассказывала, во сколько немцы будут наступать, с какой стороны… Сердце кипело", – вспоминает бабушка.
 
В том же листке здесь же указано, что Ольга Потапова "в списки связных не была включена, так как при передислокации отряда "Буревестник" в 1943 году списки были уничтожены". Есть и свидетельские заявления партизан, о том, что Ольга Потапова вместе с ними служила в бригаде. Но лишь начав в семидесятых собирать документы, Ольга Семеновна бросила эту затею. У матери и жены хватало и других забот. Так что удостоверения ветерана Великой Отечественной войны Ольга Потапова не имеет и поныне.
 
"После войны наши пути с моим фронтовым мужем Потаповым разошлись. Правда, Иван Потапов прописал меня в Минске и помог устроиться на работу. Вот вы журналисты, а я ведь тоже работала в редакции, в Доме печати. Там была рабочая столовая. Кормили мы и редакторов, им особые пайки давали тогда".
 
Ольга Семеновна вспоминает, что еще некоторое время после войны, в Минске, жила в землянке. "Они были еще долго возле Дома печати, недалеко от парка Челюскинцев. Я купила такую землянку за 400 рублей".
 
Потом работала в столовой общежития Мединститута, а еще позже – в кинотеатре "Октябрь".
 
"Наша сотрудница рассказала своему мужу, режиссеру Виктору Турову, мою историю. Он еще подходил ко мне в буфете и говорил: "Ой, Семеновна, я про вас сделаю кино". Ну вот, и Туров уже умер… так что мне все не везет", – сетует бабушка.
 
Но подумавши, Ольга Семеновна добавляет:
 
"Хотя нет, мне грех жаловаться. Бог мне за все отдал: и замуж вышла второй раз (ее второй муж Илья Матков был одним из 17 водителей первых минских троллейбусов МТБ-82, – TUT.BY), и детей еще родила, и вон уже сколько живу".
 
P.S. Мы поздравляем и Ольгу Семеновну Потапову и всех людей, которые когда-то помогли той великой Победе. Крепкого вам здоровья!
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ольга Голубец любила все, что связано с арифметикой и отличалась отличной памятью. Полагаем, если бы в момент, когда летчик огорошил мудреными словами, Ольга могла...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика