Нужна ли Гомелю пешеходная улица?
30.05.2012 16:12
—
Новости Общества
|
Нужна ли Гомелю пешеходная улица? В редакцию пришло письмо от читателя, в котором он предлагает сделать в Гомеле пешеходную улицу. В качестве одного из возможных вариантов видит ул. 60 лет БССР. Нужно сказать, тема не нова. Не раз уже об нее ломали копья и журналисты, и городские архитекторы, и представители власти. В Советском районе, например, обсуждали возможность сделать доступной лишь для пешеходов улицу Клермон-Ферран. В центральной части города гомельчане хотят убрать машины с улицы Победы. Только вот прежде, чем говорить "надо", не стоит ли задать вопрос "зачем?". Рассуждают журналисты "Советского района".
Александр Евсеенко: - Приходилось мне пару раз бывать на пресловутом Арбате, который на просторах СНГ считается эталоном пешеходной улицы. И, замечу, по праву. Потому что Арбат исторически словно создан для того, чтобы по нему могли прогуливаться большие массы людей. Любоваться выставленными картинами и рисунками самодеятельных и пока еще не признанных художников, приобретать сувениры, глазеть на уличных музыкантов и акробатов, сидеть в уютных кафе под зонтиками. При этом, замечу, не создавая проблем ни москвичам, ни Мосгортранспорту, ни местным коммунальникам. Улица достаточно широкая, чтобы на тротуарах могли расположиться не только мольберты с этюдниками, а целые сценические площадки. Расположен Арбат в центре города, причем так, что связывает несколько прилегающих микрорайонов. Да и транспортом, общественным в особенности, он никогда особо перегружен не был. Так что сделать эту улицу пешеходной особого труда для местной власти не составляло, каких-нибудь огромных финансовых затрат тем более не потребовалось. Разрешили – и вся недолга. У нас же в Гомеле ситуация, на мой дилетантский взгляд, абсолютно иная. Все транспортные пассажиропотоки так или иначе "завязаны" на центральных улицах: Советской, Победы, Ленина, Кирова и к ним прилегающих. Устраивать здесь рай для пешеходов, значит, коренным образом менять исторически сложившуюся инфраструктуру. Хлопотно это, да и чересчур затратно по нынешним временам. Объявить пешеходной одну из окраинных улиц в каком-нибудь новом микрорайоне? Можно, конечно, но прежде стоит задуматься: а стал бы Арбат тем Арбатом, каким мы все его знаем, если бы располагался не в центре Москвы, а где-нибудь в Южном Бутово? Елена Чернобаева: - Отвечу вопросом на вопрос. Для чего городу нужна пешеходная улица? Уж явно не для того, чтобы по ней просто ходили. С такой функцией вполне справляются тротуары. А пешеходная улица обычно выступает в качестве своего рода туристического объекта, который привлекает людей не столько отсутствием машин, сколько наличием большого количества кафе, ресторанов, выставочных площадок, кинотеатров и так далее. Немаловажен и исторический аспект. Застроенная однотипными хрущевками улица никому не будет интересна. Вместо образчиков архитектурных стилей людям придется любоваться сохнущим на балконах бельем и цветами в горшках. Для воплощения идеи нужна улица со старинной застройкой, где у каждого дома есть своя история. Тогда, если с кафе и искусством проблема, здесь хоть экскурсии можно проводить – будет что гиду рассказывать. На окраинах города, где в основном новые микрорайоны, таких улиц нет. По крайней мере, в Гомеле я их наличия не припоминаю. В противном случае можно и на отшибе устроить Арбат. Главное, чтобы там было что посмотреть. Едут же люди в Париж, чтобы увидеть Эйфелеву башню. А добраться до окраины, тем более в нашем-то городе, труда не составит. Александр Евсеенко: - Устроить можно всё, что угодно, было бы желание. Да еще неплохо бы с целесообразностью определиться. А вот её-то я как раз в доводах апологетов существования в Гомеле пешеходной улицы не вижу. Улица просто для того, чтобы ходить? Так сама говоришь, тротуаров для этого достаточно. Кому мало, может по парку прогуляться, воздухом свежим подышать. Вон набережная Сожа практически пустая – чем не пешеходная улица? Гуляй, сколько влезет. Так нет же, это не то, потому как нам непременно улица нужна, чтоб не хуже, чем у других. А если нет её, исторически не сложилось, будем специально придумывать, ни с какими расходами не считаясь. Ну не получится, как бы мы ни пыжились, у нас ничего похожего с рижскими, львовскими, даже теми самыми московскими древними улицами и улочками. Как не будет во Львове мало-мальски чего-то похожего на нашу набережную ввиду полного отсутствия в городе реки. А в стоящей на берегу Даугавы Риге не будет подобных питерским разводных невских мостов. У каждого города должна быть своя изюминка, свой неповторимый стиль, своя, как принято нынче говорить, фишка. Вот её и надо искать, а не копировать слепо то, что уже есть у других, выбивая под эти заранее обреченные на неудачу прожекты весьма неслабое финансирование. Елена Чернобаева: - Все неудачи от того, что думают у нас многие по принципу капитана Врунгеля. Как улицу назовешь… Вот и слышно отовсюду – минский Арбат, гомельский Арбат. Не удивлюсь, если еще житковичский или буда-кошелевский придумают. Без понятия, что это по меньшей мере смешно звучит. Конечно, второго такого Арбата нигде уже не будет. Так что и не нужно создавать с местными пешеходными улицами такие ассоциации. Они будут не на пользу последних. И лучше бы вообще поменьше про это говорить, а попробовать дело делать. Ведь планы могут быть сколь угодно грандиозными, а как начинается их воплощение, сразу же появляется куча трудностей. Взять хотя бы минский опыт. Буквально на днях интернет разразился кучей материалов про то, как в столице осуществляется проект по созданию пешеходных улиц. Вскрылся целый пласт проблем, которые, несомненно, и нашему городу грозят, возьмись городские власти за создание хоть одной пешеходной улицы. В Минске решили пешеходной сделать Карла Маркса. Хорошая улица, мне лично она очень нравится. Узкая, уютная, и атмосфера, вроде, царит европейская с налетом истории. Только вот заведений увеселительных маловато. Так что решили с первых этажей жителей отселить и сделать там еще с десяток кафешек и прочих заведений вроде казино. Наивные. Кто ж без боя согласится из такого места – центр города – в новостройку переехать? Разве что сумасшедший. Я бы уж точно Карла Маркса на новый ремонт и окна ПВХ не променяла. Вот вам и проблема № 1. У нас вон улицу Барыкина когда сносили, сколько шума было. До сих пор не все вопросы решены. Так там люди за деревянные дома горой стояли, а мы про центр города речь ведем. Чтобы люди переехали, надо что-то достойное взамен предложить. А что-то достойное предполагает вложение больших денежных средств. Александр Евсеенко: - Да что ни предлагай, всё равно, как в том анекдоте, паровоз получится. Вот, к примеру, было предложение сделать пешеходной улицу Клермон-Ферран, на которой я проживаю. Да, машины уже достали, согласен, порой из подъезда выйти проблема. Но не думаю, что мне сразу полегчает, если я, дверь подъезда открыв, не в капот автомобиля уткнусь, а в чьё-либо пузо. Потому как для того, чтобы народные гулянья у жилых домов устраивать, минимум что нужно, это чтобы входные двери выходили во двор. А то представляешь картину: народ эстетствующий туда-сюда гуляет, о высоком думы думает, а тут я, в старом трико, с выбивалкой и коврами под мышкой. Воспетые бардами уютные дворики в новостройках проектом не предусмотрены, они всё больше в центре сконцентрированы. Но мы уже, кажется, уяснили – создать такую улицу там невозможно. Да, по-моему, и не нужно. Потому как в Гомеле и без того хватает мест, где можно неплохо отдохнуть. Хоть на лавочке сидя, хоть километры из конца в конец наматывая. Кому мало, пусть пешком на работу и с работы ходит, возможностей для этого предостаточно. Точка зрения Светлана СЕМЕРНАЯ, учитель географии гимназии № 46 имени Блеза Паскаля, руководитель инвестиционного проекта "Маленький Клермон": – Во время работы над проектом, целью которого было создание в Советском районе небольшого уголка Франции, мы опросили большое количество учителей, учеников, их родителей, просто жителей района на предмет, что они хотели бы видеть в этом уголке. Подавляющее большинство высказалось за создание в городе пешеходной улицы. Бывая за границей, посещая города Беларуси, где такие улицы есть, мы пришли к выводу, что их создание не просто дань моде. Такие улицы представляют собой своеобразные рекреационные зоны для улучшения психофизического состояния человека, что немаловажно в крупных городах, а также могут служить местом для познавательного времяпрепровождения всей семьи. Гуляя по ним, люди получают уникальную возможность знакомиться с культурой и бытом не только своего народа, но и другой страны, как в случае с "Маленьким Клермоном". Который, увы, может похвастаться лишь одним практическим результатом – призом зрительских симпатий на конкурсе "Родному городу на процветание". Справка. Светлана Семерная родилась в городе Злынка Брянской области (Россия). В 1991 году окончила Белорусский государственный университет по специальности "географ". С того же года и до нынешнего времени работает учителем географии в гимназии № 46 имени Блеза Паскаля. Замужем, воспитывает дочь. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Вон набережная Сожа практически пустая - чем не пешеходная улица? Гуляй, сколько влезет".
|
|