Время туризма
31.05.2012
—
Новости Общества
|
Туротрасль Беларуси за последнее десятилетие вышла на мировой уровень. Для многих из нас туризм ассоциируется с возможностью хорошо провести отпуск, отдохнуть от души. Но туризм — это и крупнейший сектор мировой экономики, благодаря которому процветает немало государств. Беларусь за последнее десятилетие в этом плане много сделала, создав национальную туротрасль международного уровня. Это тем более впечатляет, потому что еще в конце 90-х годов прошлого столетия в нашей стране были развиты шоп-туры и выездной туризм. Какой путь пройден и что впереди? Об этом беседа с заместителем министра спорта и туризма Чеславом Шульгой, который стоял у истоков превращения белорусского туризма в конкурентоспособную отрасль мирового туристического рынка.
— Чего скрывать, было тяжело. Ведь тем же турфирмам гораздо легче было зарабатывать деньги на выезде. Продал путевку, получил комиссионные и никаких забот. Ведь ответственность, как правило, несут зарубежные партнеры. А вот чтобы принять туриста в Беларуси, белорусской турфирме надо было убедить его приехать, потратить большие деньги на раскрутку компании. И только тогда можно получить прибыль. Как говорится, усилия разные, а результат один. Как следствие, порядка 95 процентов турфирм в Беларуси в начале 2000-х годов занимались выездным туризмом. Надо учитывать, что в то время инфраструктура белорусского туризма была очень далека от международных требований. Все мы помним устаревшие гостиницы советского образца, которым не всегда можно было присвоить и две звезды, не говоря уже про пять.
— Административным путем проблему было не решить. Нужны были регулирующие инструменты, которые бы заинтересовали людей, такие преференции, благодаря которым люди почувствовали бы выгоду работы на внутренний рынок. В этот трудный момент помогло государство. Мы начали с позиционирования туристских возможностей Беларуси. Причем весьма скромно — издали буклеты. Затем появилась строка в бюджете республики. Пусть это были и небольшие деньги, но лед, как говорится, тронулся. Ну а ускорение процессу придала первая в истории страны Программа развития туризма. В ее разработке приняли участие лучшие специалисты туризма, экономисты, которые опирались на опыт белорусского и международного туризма. В ней мы обозначили первые туристические зоны, связанные с известными в мире историческими памятниками и людьми, прославившими Беларусь. Это — Полоцк, Мирский и Несвижский замки, национальные парки, заповедники, места, связанные с деятельностью Купалы и Коласа... Задача была не только написать Программу, но и чтобы она заработала. Ведь денег практически не было, а инвесторы вкладывали средства в другие, более доходные сферы. И тут инициативу проявили местные власти, которые занялись обустройством инфраструктуры туризма в своих регионах за счет средств республиканского бюджета, составивших около 95 процентов от всех вложенных. Результатом стало то, что Беларусь создала культурно-туристские центры, отвечающие международным стандартам. Но впереди было еще много проблем, поэтому мы разработали и приняли вторую Программу развития белорусского туризма — уже на 2005—2010 годы. В ней были определены семнадцать культурно-туристических объектов страны, наиболее привлекательных для туристов. И уже на их основе создали культурно-туристские зоны, где можно было отдыхать комфортно и интересно несколько дней. Подобного раньше не было.
— Беларуси не повезло с теплыми морями, зато у нас изумительно красивая природа, потенциал которой фактически не использовался. Поэтому во второй Программе мы сделали акцент еще и на развитии нового вида туризма — сельского. В 2006 году появился указ Президента о поддержке агротуризма, который стал катализатором массового роста агроусадеб, где туристы могли на лоне природы и в то же время с комфортом провести время. В прошлом году количество агроусадеб достигло 1543, а число отдыхающих превысило 145 тысяч человек. При этом если в 2006 году продолжительность отдыха в агроусадьбах составляла 0,5—1 день, то сейчас — 7,2 дня.
— В ней мы сделали основной упор на то, что каждый год объявили целевым. Так, 2012 — это год культурного туризма. Такое решение принято потому, что в этом году в Беларуси отмечается ряд важных культурных дат: 1150-летие Полоцка, 125-летие со дня рождения Марка Шагала, 130-летие со дня рождения Якуба Коласа, Янки Купалы. Особое внимание будет уделено Несвижу и Миру. Так, Несвиж в 2012 году объявлен культурной столицей Беларуси. В связи с этим в городе будет организован ряд важных мероприятий. В ближайшее время состоится официальное открытие Несвижского дворцово-паркового ансамбля. 2013-й станет годом экологического туризма. Основное внимание будет сконцентрировано на обустройстве туристической инфраструктуры на реках и озерах. Ну а 2014 год конечно же станет годом спортивного туризма, поскольку в Минске будет проходить чемпионат мира по хоккею. В 2014-м мы также уделим внимание развитию военно-исторического туризма, так как этот год связан со столетием начала Первой мировой войны. Ежегодно станут определяться целевые рынки. Например, в 2012 году это — Германия и Россия. Будем участвовать во всех целевых выставках, задействуем наши представительства. Особое внимание будет уделяться внедрению самых современных технологий, как в возможности выбора бронирования и оплаты туристических услуг, так и в возможности самостоятельно сформировать для себя экскурсионную программу не выходя из дома. Например, с помощью мобильного телефона.
— Если первая Программа по развитию в стране туризма на 95 процентов была реализована за счет государственных средств, то во второй количество инвестиций увеличилось в семь раз — до 35 процентов, а в третьей доля частных инвестиций возросла до 85 процентов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Туротрасль Беларуси за последнее десятилетие вышла на мировой уровень.
|
|