ЮНИСЕФ считает недопустимым телесные наказания детей и считает необходимым введение их законодательного запрета.
«Назревшим является законодательный запрет физических наказаний детей», — отметил представитель Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Юрий Оксамитный на презентации проектов по противодействию домашнему насилию.
В Беларуси существует основательная нормативная база в сфере защиты детей от насилия, но и она нуждается в совершенствовании, считает представитель ЮНИСЕФ. В качестве основных Юрий Оксамитный отметил проблемы подготовленности специалистов в работе с детьми, пострадавшими от насилия, отсутствие инструкций по выявлению случаев насилия и межведомственную разобщенность.
ЮНИСЕФ стремится изменить укоренившееся в обществе мнение о том, что дети являются собственностью родителей, а не личностью, наделенной с рождения правами, включая право на защиту от всех видом жестокого обращения, эксплуатации и насилия. Юрий Оксамитный подчеркнул, что привлечение к ответственности родителей не является самоцелью, гораздо важнее, чтобы они осознали принципиальную недопустимость физического наказания детей.
«С учетом того, что семья несет ответственность за воспитание ребенка, необходимо обучение родителей ненасильственным методам воспитания, что будет способствовать развитию отношений между родителями и детьми, исключающими насилие и унижение», — подчеркнул Юрий Оксамитный.
Случаи домашнего насилия над детьми, когда дело доходит до милиции, поражают своей жестокостью.
Так, в Могилеве 21 марта в комнате общежития со следами побоев обнаружен труп мальчика 2011 года рождения. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть наступила от черепно-мозговой травмы. Ребенка избил 39-летний отец, ранее судимый за угрозу убийством и применения насилия в отношении сотрудника милиции.
В 2010 году в Барановичах 35-летний рабочий одного из местных предприятий, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, два часа подряд избивал руками и ногами семилетнего сына в собственной квартире. Таким образом он наказывал ребенка за провинность.
ЮНИСЕФ считает важным создание в микро- и макросоциуме такой среды, которая не приемлет любые формы насилия по отношению к ребенку. В этом вопросе большую роль могут сыграть неправительственные организации, считает Юрий Оксамитный.
Он отметил важность развития системы психологической и психотерапевтической помощи, работу мультидисциплинарных команд в каждом конкретном случае насилия и создание таких команд для экстренной помощи ребенку.
За необходимость на законодательном уровне ввести ответственность родителей за сохранение здоровья детей по причине насилия в семьях не единожды выступали и медики. А вот в обществе по-прежнему сильны убеждения, что нет ничего страшного в том, что детей шлепают в воспитательных целях.
«Ребенка бить для многих социально допустимо», — отмечает психолог Лилия Ахремчик. По ее мнению, это связано с нашими традициями.
Физические наказания неприемлемы, убеждена эксперт: «Такое отношение идет от безусловного признания ребенка как отдельной личности со своими желаниями и нежеланиями, активностью и ленью и т.д. Мы же не станем бить начальника или подчиненного, если они не выполняют наших требований. Во-первых, потому, что неприлично, во-вторых, потому что можно и сдачи получить».
Ответить, кстати, может и ребенок: «Не сразу, а через много лет, когда престарелые родители будут удивляться: «Почему он нас не любит? Почему не заботится?» Какую любовь внушили, такая и возвращается».
Для выяснения любых отношений между взрослыми и детьми вполне достаточно слов, говорит Лилия Ахремчик: «Надо признать право ребенка изначально иметь свое мнение, пусть детское, пусть не совсем объективное. На то мы и родители, чтобы быть выше, мудрее, терпимее... Чтобы объяснять, а не вколачивать. Мы сами не идеальны. Можем поваляться и побездельничать, не держать слово, плохо работать. Себе мы это прощаем, а своему ребенку — нет. Мы очень часто слишком жестоки».