В брестском музее железнодорожной техники были удивлены, но на территорию в выходной день впустили. «Да ерунда какая–то. Кто будет резать тепловозы или паровозы, которые арендуют для съемок фильмов?» — вопросом на вопрос отвечал сторож.
Да, логики нет. Но человек, позвонивший в корпункт «СБ», казалось, не шутил: «За лето порезали трофейные немецкие паровозы из музея — 9 штук. Сдают на металлолом, выполняя план».
Заместитель начальника локомотивного депо Брестского отделения Белорусской железной дороги Андрей Савчук долго и детально объяснял, почему этого не может быть в принципе:
— Экспозиция в музее меняется. Возможно, кто–то заметил, что нет экспоната, который был месяц назад. Но он не исчез. Он может быть в ремонте. В депо есть цех по ремонту музейной техники. И есть мастер Юрий Заяц, который радеет за восстановление каждого старого вагона, за сохранение каждого локомотива. Порой техника к нам поступает не в идеальном состоянии. Например, есть один вагон, который являлся складом со времен Великой Отечественной. Он был в плохом состоянии. Да и музейные экспонаты нужно время от времени приводить в порядок. А ремонт в музее вести невозможно из соображений безопасности.
— Вашу технику нередко арендуют кинематографисты. Тепловозы и паровозы добираются к месту съемок своим ходом?
— Своим. Мы забираем нужную машину из музея и готовим в соответствии с требованиями режиссера. За время существования музея снялись в 30 картинах. Когда на станции Дубица в Брестском районе снимался фильм «Снайпер–2. Тунгус», нужны были именно немецкий трофейный паровоз, вагоны старого типа, платформа. Это нелогично — резать паровозы или тепловозы, которые можно сдать в аренду.
— Но план по сдаче металлолома вам все–таки доводится?
— Да, план есть по черному и цветному лому — чтобы упорядоченно его сдавали. Если нет лома, приглашается специалист из «Брествторчермета», составляется акт об отсутствии лома. И план меняется. Никого с работы не сняли за его невыполнение.
— А что все–таки сдаете в лом?
— Лом образуется в процессе ремонтно–восстановительных работ той техники, которая эксплуатируется. Порезали 2 тепловоза М–62. Серийные. Но и такой экспонат есть в музее, хотя особой ценности не представляет. Чтобы порезать тепловоз или паровоз, одного нашего желания мало. Нужно согласование на списание. Только начальник дороги дает разрешение.
Остается добавить, что 6 старых паровозов недавно отправлены из Бреста в локомотивное депо Кричев. Там будет вестись их реставрация. Уничтожать раритеты никто не собирается.