Пружаны — ухоженный старинный городок. Туда приятно возить гостей. Но как объяснить моей польской родственнице, зачем на водозаборной колонке по центральной улице висит замок? «Наверное, неисправна», — вслух предположила я. А про себя подумала: это чтобы на металлолом не спилили. Но дело оказалось в другом. Колонка — в рабочем состоянии. И воду разрешено брать только тем, кто платит. У каждого домовладения имеется ключ от замка. Вот они — бережливость и экономия — в действии. Но неужели нельзя использовать другой способ контроля, более подходящий в нашем веке?
Директор пружанского «Коммунальника» Олег Шопик считает нецелесообразным внедрять современные технологии:
— Да, неэстетично. Но колонке стоять недолго. Идут подключение домов к водопроводу и установка водомеров. Сейчас колонкой пользуются только жильцы близлежащих домов. Заключаем договоры и вручаем ключи.
Оплачиваются 35 литров в сутки на человека. Но если оставить колонку в свободном доступе, получается... 500 — 700 литров ежесуточно на каждого пружанского жителя. Не абстрактного — того, кто живет в радиусе досягаемости колонки. В данном случае все расходы — на плечах предприятия. Куда утекает вода? А куда угодно: на мытье машин, животных, полив огородов...
Колонки общего пользования с городских улиц Брестчины потихоньку исчезают. Те немногие, которые остались, — под замками или со съемным рычагом. Впрочем, заместитель директора «Брестводоканала» Виктор Вавринюк заверил меня, что ни на одной из оставшихся в областном центре колонок замков нет:
— В Бресте было 5 тысяч. Теперь — единицы. Демонтируем.
Водозаборные колонки на ротонде у Свято–Николаевской церкви — и без замков, и без воды. Начальник отдела Брестского областного управления ЖКХ Вадим Минюк ничего чрезвычайного в том не видит:
— Вода есть в бюветах. Если колонки отключены, значит, нет необходимости подавать туда воду. Значит, никто не заключал договоров и не платит. А бесплатной воды не бывает. Перед офисом «Брестводоканала» установлен пластиковый куб — такой же объем занимает кубометр воды. В кубе поместили 660 пустых полуторалитровых бутылок. Можно посчитать, сколько стоят все эти бутылки в магазине. А куб воды из–под крана — во много раз дешевле. И мы должны это ценить.
Экономия — вещь, конечно, хорошая, но... Вспомнилась история барановичской пенсионерки, дозвонившейся недавно председателю Брестского облисполкома Константину Сумару по телефону «прямой линии». Она поведала историю весьма курьезную. Рассказала, что пользовалась водой из колонки много лет без проблем, а тут местный «Водоканал» выставил счет: 2,3 миллиона рублей к оплате.
Вадим Минюк уличил бабушку, мягко говоря, в неточном изложении фактов:
— В доме есть вода и водомер. Но в данном случае — не колонка, а дополнительная врезка, самовольное подключение. Мы насчитали сумму исходя из существующих нормативов. Разрешили заплатить в рассрочку. Не выставляли штраф.
Объем воды, которая могла пройти через врезку за месяц, умножили на диаметр сечения трубы. Получилось... 907 кубов. Обидно пенсионерке, неприятно, но факт. Так что помните: если вы наливаете воду без заключения договора и оплаты, объем определяется по сечению трубопровода. Посчитать в этой ситуации другим способом невозможно. Отсюда и фантастический счет.
Интересуюсь, как платят те, кто поливает из уличных колонок огороды.
— С 15 мая по 31 июля — поливочный сезон. Считаем литр в сутки на квадратный метр земли под огородом, — Вадим Минюк прикидывает, что в результате сумма получается приличная. Если установить водопровод в доме или колонку во дворе с водомером, стоимость воды будет в несколько раз ниже. Так что у потребителя есть выбор.
Многие из нас воду уже экономят. Около года в случае перерасхода за каждый кубометр сверх 140 литров на человека в день мы платим почти в три раза дороже. По ценам, обеспечивающим возмещение экономически обоснованных затрат. Так что сегодня бесконтрольно льющиеся реки из городских колонок — дорогое удовольствие.
Кстати
По программе «Чистая вода» города и городские поселки страны переводятся на подземное артезианское водоснабжение. В планах (третий этап программы рассчитан на 2011 — 2015 годы) — строительство для Минска дополнительных подземных водозаборов, чтобы сократить объемы потребления воды из поверхностных источников. Сегодня 86 процентов жителей страны могут пользоваться водой централизованно.
В тему
Первое упоминание о водопроводе в Бресте относится к 1566 году. В Брестском замке действовало редкое по тем временам техническое приспособление — «русмус». Специальные помпы качали воду для скрытой подачи в замок по проложенным под землей деревянным трубам — рурам.