МВД Беларуси избавляется от оставленного прежним руководством наследия, которое, возможно, не вписывается в заявленную реформу ведомства.
Как стало известно интернет-газете Naviny.by, решением министра внутренних дел Игоря Шуневича признаны утратившими силу постановление МВД от 12 мая 2008 года № 143 «Об организации изучения общественного мнения о работе органов внутренних дел Республики Беларусь» и ряд других документов, касавшихся изменений и дополнений о порядке проведения такого рода исследований.
Не означает ли это, что белорусской милиции больше неинтересно, что о ней думает население? С таким вопросом корреспондент Naviny.by обратился в МВД.
Как сообщил начальник Управления информации и общественных связей Константин Шалькевич, за прошедшие четыре года «многое изменилось», некоторые нормы устарели и требуют обновления. По словам начальника управления, со временем увидит свет новый документ, регламентирующий организацию проведения изучения общественного мнения. «В МВД есть специальная группа, которая проводит мониторинги: она работала и будет работать», — сказал Шалькевич.
Значит, МВД по-прежнему будет интересоваться общественным мнением о своей работе. Правда, абсолютно неизвестно, чем конкретно министру Шуневичу не угодило постановление, которое в 2008 году «издал» бывший глава МВД Владимир Наумов.
К месту заметить, утратившая силу «Инструкция о порядке организации изучения общественного мнения о работе органов внутренних дел Республики Беларусь» была вполне конкретной и понятной. Согласно этой инструкции мониторинги проводились в целях:
- выявления состояния личной и имущественной безопасности граждан, основных причин и мотивов их обращения в ОВД;
- определения степени доверия ОВД со стороны населения;
- обеспечения объективности в оценке оперативно-служебной деятельности ОВД по выполнению возложенных на них задач законодательными актами путем учета результатов изучения общественного мнения;
- определения уровня латентной преступности и выявления других проблемных вопросов правоохранительной направленности;
- реализации в правоприменительной деятельности ОВД принципов законности и гласности;
- укрепления связи ОВД с населением;
- повышения авторитета сотрудников ОВД среди граждан.
Просто и понятно, хотя далеко не вся полученная информация доводилась до населения. Как и меры реагирования вышестоящего милицейского начальства на проблемные места.
Известно, что Наумов придавал особое значение изучению общественного мнения по доверию к милиции и использовал результаты для наказания руководителей. Показатель доверия к работе милицейского подразделения ниже 25% являлся основанием для снятия с должности. По некоторым сведениям, таким образом Наумов наказал 12 начальников райотделов. А буквально за неделю до отставки по этому же поводу он грозился разжаловать начальника одного из региональных РОВД в звании полковника. Хотя такого рода наказание входит в компетенцию президента, а не главы МВД.
Об отношении к социологической науке в работе органов внутренних дел министра Шуневича сведений пока нет. Его предшественник Анатолий Кулешов, насколько известно, особого значения мониторингам общественного мнения не придавал и за плохие показатели при исследованиях не карал. Анатолия Ниловича больше всего беспокоило мнение вышестоящего начальства.
Что думает народ?
Свежих милицейских данных о степени доверия населения белорусским органам внутренних дел нет. Последние обнародованные МВД цифры касаются итогов 2011 года. В ведомстве их называют «продолжением периода стабилизации, поскольку, как и в 2010 году, резких колебаний рейтинга милиции не происходило, и он сохранялся в диапазоне между 35% и 36%». Справедливости ради следует сказать, что и независимые социологи, в частности НИСЭПИ, отмечают, что число белорусов, доверяющих органам внутренних дел, редко превышает 40%.
Однако это не означает, что такого рода исследования не проводятся. Возможно, их итоги не дают повода для оптимизма. О себе как-то не принято плохо говорить. Но ведь опросить население могут и другие инстанции.
Например, в процессе опроса, организованного Институтом социологии НАН Беларуси в феврале текущего года среди участников XIII Ассамблеи деловых кругов, почти две трети (63,5%) бизнесменов заявили о том, что им приходилось делать различные «подношения» должностным лицам. По их утверждению, чаще всего берут взятки у предпринимателей работники милиции (41%). Причем 17,2% респондентов утверждали, что взятки у них вымогали.
Вот вам и показатель уровня коррупции в органах внутренних дел, который выведен государственной социологической структурой. Очевидно, что если провести опрос о доверии к милиции среди жертв, например, квартирных воров, то и результат был бы печальный. По различным данным, раскрываемость квартирных краж за прошедшие годы колеблется в пределах от 13% до 30%.
Понятно, что такого рода информацию о своей деятельности МВД не заинтересовано распространять. Наверное, чтобы имидж не портить. Впрочем, ведь были времена и похуже.
Самое масштабное исследование из известных группа белорусских социологов провела в 1991-1992 годах. Ученые организовали комплексный анализ тенденций развития преступности в Беларуси и изучили общественное мнение о работе правоохранительных органов. Два десятилетия назад только 5,1% опрошенных оценили уровень доверия к милиции как «высокий». В 2011 году, по данным исследования, проведенного МВД, милиции полностью доверяли 35,3% респондентов. Прогресс значительный и… парадоксальный.
В 1991 году в Беларуси было зарегистрировано всего 81 346 преступлений, а в 2011-м — 132 050. Самым же криминальным за всю историю суверенного государства был 2005 год, когда стражи порядка зафиксировали 192 500 уголовных злодеяний. А общая раскрываемость преступлений только в 2010 году достигла наивысшего показателя в современной истории — 60%. В прежние годы раскрывалось не более половины от всех зарегистрированных злодеяний.
Вот и получается, что рост доверия населения к милиции (от 5% в 1991 году до 35,3% в 2011-м) происходил на фоне настоящего разгула преступности.
Впрочем, надо понимать, что при изучении общественного мнения очень важно: когда и как спрашивать, где, у кого и каким образом подсчитывать процент. А в данном случае лучше пусть этим делом занимаются профессиональные социологи, а не люди в погонах, у которых и своих забот хватает.