13 февраля — Пепельная среда в Римско–католической церкви (начало Великого поста).
15 февраля — православное Сретение Господне.
В это время во многих странах Западной Европы прошумят народные гулянья: карнавал, запуст, миенсопуст, фашинг, фашнахт. И у всех общая мотивация — празднуется и преодоление зимних холодов, и всего того, что с ними связано (болезней, недостатка кормов и т.д.), и предстоящий приход весны. Но западноевропейские праздники со временем утратили первоначально присущую им обрядность, причем очень интересную, остался у многих только маскарад. В Беларуси же она сохранилась, хотя бы частично. Конечно, наша Масленица (в этом году она 11 — 16 марта), может, и не отличается особым размахом и блеском в костюмах, но свой маскарад проводился и у нас. И здесь, пожалуй, один из наиболее интересных моментов, поныне успешно здравствующий, — травестия, т.е. переодевание: чаще всего мужчин в женскую одежду. Наряды для такого случая обычно заимствовались у кого–то из близких женщин, длинные волосы сооружались из пакли или льна, к ним приплетались ленты, на голову закручивались платки, уделялось внимание и макияжу: с помощью морковного и свекольного соков румянились щеки, угольком подкрашивались брови, на шею вешались бусы (белорусские женщины независимо от возраста непременно носили их вместе с крестиком). Обычно особо уморительными выходили своеобразные пародии на кого–то из односельчан: копировались какие–то характерные движения, походка, жесты, применялась модуляция голоса, в речи употреблялись присущие данному персонажу словечки.
Есть у травестии и своя интересная история: иногда с ее помощью парни проникали на сугубо девичьи посиделки и вечерки, в особый девичий хоровод, причем не всегда в дозволенное время. Об этом «распавядае» текст народного хоровода «Кузьма i Ружа», который исследователи относят к балладам. В нем интересный развернутый сюжет: Кузьма, находясь «у дзявочым танку», и смотрит не так, и слишком сильно «ручку цiсне» девушке Руже, в общем, все его действия носят явный эротический характер. Здесь уже происходит переодевание с целью маскировки, чтобы не выделяться в компании девушек и не быть замеченным старшими, которые все же присматривали за дисциплиной. Ну а отношения могли возникнуть самые серьезные.
В белорусском маскараде обязательно участвует «медведь», символизирующий силу, плодородие, плодовитость, богатство, благополучие, здоровье, мощь и власть не только у славян, но и во всей Западной Европе, Канаде и Америке. Кроме того, именно медведь у нас ассоциируется с древнейшим, еще языческим, божеством Велесом. Костюм медведя был очень простой: выворачивался кожух, на голову надевалась маска, сделанная чаще всего тоже из кусков меха, модулировалось голосом рычание, демонстрировалась косолапость. До «медведя» все старались обязательно дотронуться, чтобы таким образом получить заряд здоровья и частичку всех других положительных медвежьих качеств.