Учитель без адреса. 21.by

Учитель без адреса

17.04.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Требуются учителя!» Кажется, этой новостью сегодня сложно удивить. Вакансий — целая вереница как в сельских школах, так и в столичных. И если еще совсем недавно беда с кадрами была в основном в детсадах и начальных классах, то нынче директора школ все чаще интересуются: «Может, есть знакомый учитель математики или физики, который работу ищет?» Обширные предложения на сайте комитета по образованию Мингорисполкома тому подтверждение. Вот в Первомайском районе кастинг среди работодателей могут смело устраивать учителя английского, которых нужно уже как минимум 10, а еще биологии, физики, русского языка и литературы. В Партизанском хоть завтра готовы принять на работу педагогов по физике и математике. Не лучше ситуация в других районах: опять же дефицит физиков и математиков, географов, учителей информатики, физкультуры и белорусского языка... И останавливает специалистов не только невысокая зарплата, но и не менее острый вопрос — квартирный.


С вещами на выход


Сюжету этой истории могут позавидовать кинематографисты. Учитель математики и информатики минской школы № 47 Руслан Джамалов более 20 лет назад приехал из Узбекистана, с отличием окончил математический факультет БГПУ им. М.Танка и отправился по распределению в Березинскую школу–интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Молодому педагогу пообещали служебную квартиру, но «перекантовываться» пришлось в собственном рабочем кабинете. В надежде все же устроиться Руслан перевез и свою маму–пенсионерку Лену Хайбрахмановну, квартиру в Ташкенте пришлось продать за бесценок. После перебрались в Минск, где почти 10 лет семья скиталась по съемным углам, за это время Руслан успел жениться и развестись, устроился учителем математики и информатики в столичную школу, а в августе 2007 года наконец–то вместе с мамой заселился в комнату общежития комбината школьного питания Ленинского района.


Сегодня Руслан и Лена Хайбрахмановна снова бездомные. Договор найма закончился еще в январе, и на этот раз директор комбината Бронислав Рослик категорически отказался его продлевать:


— В Положении об общежитиях предусмотрено, что жилье мы в первую очередь предоставляем собственным работникам. Но если есть свободные места и в организации нет нуждающихся, мы имеем право по ходатайству другой организации заселить ее сотрудников, например, учителей. По истечении указанного в договоре срока такие жильцы выселяются. Джамалов изначально был заселен сюда на год по устной просьбе бывшего депутата Палаты представителей и по ходатайству управления образования. Потом договор найма продлялся уже по просьбе жильца, который обещал, что вот–вот будет закончено строительство дома, в котором якобы он получает квартиру.


В ответ учитель демонстрирует подшивку обращений во всевозможные инстанции с просьбами помочь или с продлением договора, или с комнатой в общежитии для педагогических работников, или с арендным жильем, ведь ни о какой квартире, уверяет, и речи не идет: «С июля 2002 года я состою на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Советского района, а с 2006–го — в профсоюзной организации Ленинского района. Ждем своей очереди на кредит и долевое строительство...»


Коса на камень


Вопросов в этой ситуации гораздо больше, чем ответов. На ходатайстве районного управления образования еще в декабре 2011 года стоит пометка: «В порядке исключения, на основании поручения главы администрации Ленинского района, заключить договор сроком на год без дальнейшего его продления». Неужто не предупреждали? Учитель утверждает: нет. Да и каждый год приходит уведомление, что заканчивается срок действия контракта, но ведь всегда без проблем продлевали. У Бронислава Рослика свои аргументы: «Сейчас на учете для получения жилплощади в общежитии 9 работников нашего предприятия. Заработная плата у нас намного ниже, чем в других отраслях, поэтому предоставление жилья — главное условие привлечения кадров в школьные столовые». Такая же позиция и у главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, и у администрации района. Но ведь и учителей богатыми людьми назвать сложно.


Директор школы, где работает Джамалов, рассказывает, что каждый год писала ходатайство, чтобы продлили договор найма. Но, похоже, у комбината есть и другие причины, раз дело сейчас дошло уже до суда. Комиссия управления образования беседовала с соседями, с работниками общежития... Причин действительно всплыло немало. Например, в школу пришло письмо с требованием оплатить убытки на содержание общежития, около 250 тысяч рублей. Вот только их и так каждый месяц оплачивает Руслан, а в доказательство аккуратно подшивает квиток к квитку. И это, как оказалось, не единственная «своя правда» каждой из сторон. Еще претензия — без согласования заселил к себе в комнату маму. Учитель тут же демонстрирует самый первый договор за 2007 год, уже тогда составленный на двоих. Подозревают Руслана и в наличии жилплощади — в общежитии, где обитает его бывшая жена. А дальше целый клубок абсурдных бытовых разборок. От жалобы жильцов, мол, учитель с мамой «варят конину в общей кухне, запах от которой по всему этажу». До протоколов милиции по поводу взаимных оскорблений. Короче, стороны перешли на личности. И ни одна поступаться принципами не собирается.


Перспектива — койко-место


Куда в такой ситуации податься учителю? Как ни крути, страдают в первую очередь ученики, которые лишаются квалифицированного (этого, кстати, никто не отрицает) педагога. С учительской зарплатой съемная квартира — настоящая роскошь. Руслан думает через 3 — 4 года перебраться в Островец, уже получил предварительное согласие. Другой вариант — откликнуться на программу переселения в Россию. Но все же очень хочется остаться в родной школе, со своими ребятами, планируя жизнь не на год.


Если минским медикам в последние годы удалось сдвинуть с мертвой точки квартирный вопрос своих работников, то в системе образования вариантов — раз–два и обчелся. Виталий Пригодич, заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома, подтверждает: в городе есть только одно общежитие педагогических работников — в Уручье. Здесь предоставят разве что койко–место, ведь в комнате живут по 2 — 3 человека. А это значит, что самые высокие шансы у вчерашних выпускников вуза, молодых и бессемейных. Людмила Муха, специалист отдела профессионального и среднего специального образования комитета, уточняет: с декабря 2011 года заселено 120 человек, а очередь — более 200. Но есть общежития в подведомственных организациях, которые по закону могут селить учителей. Вот только, к сожалению, нет статистики, сколько их решили сменить место жительства или вообще профессию из–за элементарного отсутствия крыши над головой.

Автор публикации: Ольга ПАСИЯК

Фото: Артур ПРУПАС

 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Требуются учителя!» Кажется, этой новостью сегодня сложно удивить...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика