Хотя дизайнерские показы в рамках Belarus fashion week начнутся в Минске только завтра, шестой сезон Недели моды уже официально стартовал. Помимо основных мероприятий BFW, этой весной любителей моды ожидает несколько сюрпризов.
Внимание государства
Belarus fashion week в этом сезоне проходит на новой площадке — в НВЦ «БелЭкспо» (пр-т Победителей, 14). Как рассказала журналистам руководитель BFW Янина Гончарова, у представителей оргкомитета часто интересуются, как им удалось заполучить эту площадку: «Ответ простой: проект заслужил внимание людей, которые принимают ключевые решения в нашем государстве. Неделя моды сегодня является важным социально-культурным, профессиональным проектом в жизни всей республики».
Отвечая на вопрос, означает ли это, что государство начало поддерживать Белорусскую неделю моды, она ответила, что помощь с площадкой и есть «самая основная поддержка для оргкомитета BFW». «Мы, как люди молодые и амбициозные, никогда не ходили и не просили денег или помощи. Мы сами можем, но только дайте нам для этого возможности. Нас поддержали и дали возможность работать, развивать и совершенствовать Belarus fashion week», — сказала она.
Новинки и традиции
В рамках Belarus fashion week в НВЦ «БелЭкспо» пройдут показы ведущих белорусских дизайнеров — Boitsik, Fur Garden, Marinich, Tarakanova, Historia Naturalis, Kucherenko, Davidova, Natasha TSU RAN, Svetlana Todorskaya, Harydavets&Efremova, Lena Tsokalenko, Maria Dubinina, Valeria&Anastasia Aksionovi, Zina Fedunina. Также Неделю моды посетят зарубежные дизайнеры Aida KaumeNova (Казахстан), Yuliya Polishchuk (Украина), Roksolana Bogutska (Львов), N by Z, Lat`el, Diana Pavlovskaya (Россия).
Кроме того, в BFW примет участие белорус Дмитрий Шолохов, победивший в американском телепроекте «Подиум». Он представит в Минске свою коллекцию, созданную совместно с белорусским брендом O.Jen.
Также на Неделе моды будет традиционно работать образовательный центр Fashion Study Centre, пройдут конкурсы молодых дизайнеров New Names BFW и fashion-блогеров Fashion Blog Competition.
В рамках проекта в Национальном историческом музее с 18 апреля по 5 мая проходит международная выставка декоративно-прикладного искусства «Фарбы душы», объединившая 80 участников из 8 стран. Еще две выставки открываются 24 апреля: в художественной галерее Михаила Савицкого — выставка фотографий Петра Винничка Backstage, в Национальном историческом музее — «История белорусского костюма».
Среди новинок шестого сезона Belarus fashion week можно отметить отсутствие показов детской моды, которая теперь выросла в отдельный проект.
«Производителей детской одежды, обуви и аксессуаров в стране сейчас достаточно много, и показы детской моды со своим детским подиумом, декорациями и зрителями будут проходить в Минске 15—18 мая», — рассказала Янина Гончарова.
Конкуренция
Нынешней весной в Минске появилась еще одна неделя моды — MSK fashion week. Отвечая на вопрос, видит ли оргкомитет BFW в новом проекте конкурентов или планирует наладить с ними сотрудничество, Янина Гончарова отметила: «Мы хотели бы, чтобы с нами все сотрудничали, потому, что старших нужно уважать».
«MSK fashion week — это действительно проект, и чтобы добиться какого-то успеха, им нужно работать много. Я сама была недавно удивлена, но моя деятельность в моде составляет уже девять лет. Хочется пожелать ребятам: девять лет поработайте, не потеряйте желания работать в моде, не надейтесь собрать все лавры быстро и легко», — сказала Гончарова.
По ее мнению, сегодня развитие белорусской моды достигло того уровня, когда любая торговая марка может провести свою Неделю моды: «Все зависит от того, кто будет в ней участвовать и кто будет поддерживать. Бренд fashion week, fashion days в стране нужен. Это говорит о том, что мода в Беларуси становится индустрией», — считает Янина Гончарова.
Говоря об участии в BFW Белорусского центра моды, Гончарова отметила, что его представители с первого сезона регулярно посещают показы. При этом она считает, что Центр моды не оказывает влияния на работу белорусских дизайнеров, но влияет на деятельность белорусской легкой промышленности.
«Их коллекции никогда не были представлены на Belarus fashion week, но мы бы хотели, чтобы Центр моды как бренд презентовался у нас ежесезонно», — сказала Гончарова.
Как привлечь западных байеров
По словам руководителя BFW, продукция белорусских дизайнеров хорошо продается в России и Украине, но интерес проявляют и международные закупщики. Однако прежде чем начать работать с дизайнером, байеры обычно присматриваются к его стабильной работе 3-5 сезонов.
«Сегодня сама Belarus fashion week и белорусские дизайнеры к шестому сезону могут завоевать доверие этих байеров. Неделю моды ежесезонно посещают представители белорусских магазинов, которые появились за время существования Недели моды. Это говорит о том, что у нас появились и свои байеры», — сказала Гончарова.
Кроме того, по ее словам, белорусская одежда презентуется на известных международных выставках (CPM, Who’s next), а в ноябре этого года будет представлена и в шоу-руме Миланской недели моды. Кроме того, нынешнюю Неделю моды посетит президент Итальянской палаты моды Марио Бозелли.
«Мы мечтаем иметь сеть розничной торговли с одеждой белорусских дизайнеров, и я думаю, что через год-два у нас все это будет. И мы будем одними из самых успешных закупщиков продукции не только белорусских, но и зарубежных дизайнеров, которые будут приезжать в Беларусь, чтобы показываться и продаваться здесь», — рассказал Гончарова.
Как отметил директор и художественный руководитель ГУ «Центр моды и красоты «Хрустальная нимфа» Клим Андреев, внимание байеров приковано в первую очередь к тем компаниям, которые готовы стабильно работать.
Белорусским дизайнерам он посоветовал «крепче становится на ноги, искать инвесторов и партнеров, которые могли бы профинансировать быстрое становление», чтобы они шли от создания единичных изделий к мелкосерийному производству индивидуальной одежды, обуви или аксессуаров.
Автор бренда Fur Garden Юлия Гилевич считает, что белорусским дизайнерам не хватает одежды, которая понравилась бы европейскому рынку и не подходила бы под категорию масс-маркета. «Выходить на массовый рынок — это стимул и цель для многих, но для меня остается в приоритете сегмент непосредственно дизайнерской одежды, где производство не превышает десяти экземпляров одной модели», — сказала она.