Осенью прошлого года на кладбище "Колодищи" под Минском появился участок для газонных захоронений. Вместо традиционного надмогильного холмика и оградки - гранитная плита, подголовник с текстом: фамилия, имя, отчество усопшего и даты рождения и смерти. Просто и лаконично, на европейский манер. С первых же дней на новую ритуальную услугу наметился нешуточный спрос. Потом из-за холодов на участке воцарилось временное затишье, хотя желающие зарезервировать место звонили всю зиму. Недавно прошло первое захоронение после перерыва. Сегодня на площадке установлены 17 плит, а рассчитана она на 360...
К новшеству в ритуальном деле, по словам заведующего кладбищем Валентина Волчка, вместе со спецкомбинатом коммунально-бытового обслуживания готовились два года. Сначала подыскали подходящую площадку: она должна была находиться около входа. Затем подготавливали землю: засыпали территорию черноземом, нанимали озеленителей, которые сеяли декоративную многолетнюю траву. После определялись с цветом плит, сегодня их 5 вариантов. Вообще, хоронить человека здесь можно бесплатно. Но с одним условием: оплачивается могильная плита, ее установка и обслуживание на ближайшие 5 лет. А дело работников спецкомбината - ухаживать за могилой и прилегающей территорией: стричь траву летом, чистить дорожки зимой, протирать плиту. Другой вопрос, что просто так землю не дают. Ее можно купить только в довесок к могиле, где уже покоится родственник. В итоге сегодня 2 участка обойдутся примерно в 21,5 миллиона рублей. Дорого? Установка обычной ограды и памятника выльются примерно в такую же сумму.
Строго говоря, это не первый такой участок. На кладбище "Русино" под Барановичами такое повелось с 2005 года. Поначалу ориентировались в основном на людей, которые живут за пределами Беларуси и не могут присматривать за могилой. Теперь, заплатив деньги, они уезжают со спокойным сердцем: место не придет в запустение. Однако затея оказалась на удивление востребованной. Первый участок был заполнен за несколько лет, и вскоре появились новые секторы - с постаментом и памятником высотой не более 1 метра. По словам главного инженера коммунального унитарного предприятия по оказанию ритуальных услуг населению "Память" Александра Нестеровича, в среднем в месяц происходит около 120 захоронений, 15 - 17 из них - газонные. Только в 2012 году таким образом обрели вечный покой более 200 человек.
Газонные захоронения, считает заместитель директора по идеологической работе спецкомбината Сергей Тур, позволят решить весьма острую сегодня проблему нехватки мест:
- Например, на кладбище "Колодищи" осталось всего несколько свободных участков. Скоро на нем можно будет только подзахоранивать к уже погребенным родственникам. Плиты же не требуют много места. Планируется, что подобные захоронения появятся и на Северном кладбище.
Плюс газонных захоронений еще в том, что они не порастут бурьяном. Да и вид другой: никаких лавочек и покосившихся заборчиков. Ведь современное кладбище - место контрастов. Порой в память об усопшем родственники сооружают чуть ли не мавзолеи белокаменные! А рядом ютятся чьи-то заржавевшие оградки...
Впрочем, встречаются и противники западной тенденции. Некоторые возмущаются: почему каменную плиту устанавливают в течение месяца после захоронения, а не по нашим традициям - спустя год? "Не по-христиански!" С точки зрения Валентина Волчка, это, скорее, предубеждения, которые имеют в том числе сугубо практические объяснения. Ведь траурные церемонии и без того сильно бьют по кошельку близких, а еще и тут нужно нести серьезные расходы.
К слову, руководство кладбищ считает, что лучше, если около могил не будет лавочек: станет меньше пьяных посиделок. У сторонников традиций свой аргумент: а как уместиться на небольшом клочке земли всем родственникам, приехавшим почтить память усопшего?
Впрочем, свою точку зрения на этот счет никто никому не навязывает. Это случай, когда традиции и новации вполне могут сосуществовать.
Кстати
На 23 минских кладбищах как минимум каждая двадцатая могила уже бесхозная, к каждой третьей родственники забыли дорогу.
Советская Белоруссия №86 (24223). Понедельник, 13 мая 2013 года.