Трудности передвижения. 21.by

Трудности передвижения

11.07.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Почему уменьшается количество маршруток?

Маршрутки в крупных городах давно заняли свою нишу между медленным общественным транспортом и дорогим такси — машина движется быстрее громоздкого автобуса, а проезд дешевле, чем в салоне с шашечками. Однако такой, казалось бы, удобный способ передвижения, похоже, постепенно сходит на нет. Так, с 2010-го по 2012-й количество маршрутных такси в Минске сократилось почти вдвое, и в мае нынешнего года по 60 маршрутам курсировало всего 525 машин.

Уменьшается и число перевозчиков. В начале 2011 года, например, в столице в этой сфере действовало 129 субъектов хозяйствования, спустя год — 100, в январе 2013-го — 85. За четыре месяца нынешнего года ряды перевозчиков покинули еще 5 предпринимателей. Если тенденция продолжится, то к чемпионату мира по хоккею маршрутки в Минске станут большой редкостью. В чем причина исчезновения с городских улиц маневренных авто и что поможет изменить ситуацию?

Не ошибиться дважды

Автоперевозчики говорят, что их бизнес не развивается. И признаются, что каждый день боятся, что у них отберут лицензию. Дело нехитрое — достаточно нескольких нарушений. Например, провоз пассажиров стоя, если это не предусмотрено конструкцией автомобиля, невыдача билетов и даже за грязные сиденья. «Навязали нам кассовые аппараты, а это неудобно: пока водитель всем продаст билеты, или затор возникнет, или пассажиры начнут возмущаться, почему машина не движется, они же на работу опаздывают», — рассказывает Владимир, работающий перевозчиком на городском маршруте. Потому многие водители не ждут, пока девушка найдет в сумке кошелек и отсчитает из него нужную сумму, а едут дальше, параллельно нажимая кнопки на кассовом аппарате. «Тут надо бы за дорогой смотреть и не отвлекаться. Ни в России, ни в Украине, ни в Прибалтике такой системы нет. Да и у нас раньше платили определенную сумму за каждую машину, так лучше, — продолжает мужчина. — Кроме того, проверяют нас и санэпидемстанции на наличие порядка в салоне. Мы понимаем, что и пол, и сиденья должны быть чистыми, но идеально хороших машин не бывает. Да и культура пассажиров иногда оставляет желать лучшего. Транспорт не может остановиться. Раз есть маршрутный лист, надо работать».

А точнее — отрабатывать. Многие перевозчики в лучшие времена взяли у банков кредиты на обновление автопарка. За несколько лет суммы, подлежащие возврату, увеличились в несколько раз. «Чтобы уплатить огромные проценты за новую машину, кроме нее, работают еще четыре старые, — говорит директор ЧУП «Омегаавтотранс» Елена Давыдовская. — В свое время «Мерседес-Спринтер» стоимостью примерно $ 55 тыс. мы брали под 15 % годовых. Потом пересчитали, и получилось, что эти 15 % прибавляются к ставке рефинансирования. Когда она была высокой, платили даже 51 %! За эти деньги лучше купить квартиру и сдавать — хоть гарантированный доход будет».

О дальнейшем приобретении новых авто остается только мечтать. Тем же, кто осмеливается обратиться за помощью в банк, нередко отказывают. А значит, в ближайшие годы современными будут считаться автомобили, купленные пару лет назад. По данным ГУ «Столичный транспорт и связь», наибольший удельный вес в общем количестве маршруток занимает техника 2002-го и 2005 годов выпуска —19,94 % и 15,38 % соответственно. Довольно много в столице «газелей», о которых без вздоха не могут говорить многие перевозчики. Помощник гендиректора МАХ «Атлант М» Илья Прохоров поясняет: «Большой объем продаж авто российского производителя связан с невысокой ценой и отсутствием таможенных пошлин. И это несмотря на то, что они уступают европейским маркам в техническом плане, в безопасности, комфорте, ремонтопригодности и надежности». Однако сейчас, по словам специалиста, все больше людей, глядя на стоимость, просчитывают, во сколько обойдется содержание техники. «Учитывается межсервисный интервал, надежность. Еще один немаловажный фактор — цена повторной продажи. Российские авто, по сути, потом продать нереально. Поэтому покупатели все чаще присматриваются к более дорогим машинам», — делится наблюдениями Илья Прохоров.

Разница есть, но зачем платить больше?

А тем временем столичные перевозчики, как могут, стараются сохранить имеющийся автопарк, состоящий из собственного и привлеченного транспорта. «Раньше у меня было 10 своих машин, осталось 5: дорого содержать», — комментирует Владимир, один из столичных владельцев бизнеса. Его коллега Елена Давыдовская дополняет: «Много денег тратится на топливо. По моему маршруту из центра города до Ждановичей за день машина проезжает 300 километров. И это еще небольшое расстояние. «Мерседесу» надо 12—13 литров на 100 километров, вот и посчитайте, сколько денег уйдет только на солярку. А еще ремонт, покупка запчастей! Если нас еще обяжут проходить техобслуживание на официальных станциях, где атомные цены, можно ставить крест на всем. Не забываем о зарплате и налогах. К слову, найти хороших и аккуратных водителей не так уж и легко — за время работы всяких перевидали».

Чтобы поездка по маршруту окупилась, не скрывает предпринимательница, ежедневно в кассе каждой машины должно оседать Br 1,2 млн., это 200 пассажиров. Но минчане, похоже, теряют интерес к этому маршруту, да и летний сезон вносит свои коррективы в планы: одни уезжают в отпуска, другие проводят дни на пляже. Кстати, замечено, что с открытием новых станций метро пассажиропоток уменьшается на 15—20 %. Правда, поведение и предпочтения людей порой непредсказуемы.

«В прошлом году, например, думали, что летом будет меньше людей, а оказалось наоборот», — вспоминает Владимир.

Вернуть интерес к поездкам в маршрутках, считают автоперевозчики, сможет только повышение стоимости проезда в городском транспорте. Хотя бы раза в 2. Похоже, минчане считают каждую тысячу: если некуда спешить и есть возможность сэкономить Br 5—6 тыс., а то и вовсе проехать зайцем, зачем переплачивать? Когда же разница между стоимостью поездки в автобусе и в маршрутке была незначительной, клиенты охотнее расставались с лишней парой тысяч. «Ждать, когда наступит это время, я не буду, — говорит Елена Давыдовская. — Выплачу кредит и уйду. Невыгодное это дело, да еще и весьма ответственное — людей возить». «Коттеджей в пригороде у нас нет, директора не ездят на БМВ последней модели. Но у каждого есть что-то, что до поры до времени его удерживает в бизнесе», — замечает автоперевозчик Владимир.

--------------------------------

Кстати

За пять месяцев с начала года работники Транспортной инспекции планово проверили 58 перевозчиков маршрутными такси, в том числе 6 столичных. Владельцам больших пассажирских авто выдано 118 предписаний об устранении выявленных нарушений. Результаты 1,3 тыс. внеплановых тематических оперативных проверок, когда проверку прошли более 6,8 тыс. транспортных средств, в том числе 1,1 тыс. — в Минске, куда солиднее. Так, выявлено свыше 1 тыс. нарушений законодательства в области автомобильного транспорта (227 — в столице), составлено 540 актов (135 — в Минске). К административной ответственности привлечено 830 лиц, 202 из которых работают в столице. Сумма взысканных штрафов составила Br 250 млн. руб. В списке основных провинностей значатся 163 факта безбилетного проезда, 100 фактов провоза пассажиров сверх нормы, 101 раз у перевозчиков отсутствовали необходимые документы, 66 раз были нарушены требования внешнего и внутреннего оформления автомобилей. Причем от четверти до трети нарушений выявлено в Минске. 

--------------------------------

Цифра

В республике выдано 7,5 тыс. лицензий на право осуществления городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров. Из них около 1,6 тыс. числится за минскими перевозчиками, 678 из которых выданы юрлицам и 1 тыс. — индивидуальным предпринимателям.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему в белорусских городах уменьшается число маршруток?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика