Градус ответственности. 21.by

Градус ответственности

20.07.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На подписи у главы государст- ва находится законопроект, который предусматривает конфискацию автомобилей у водителей, повторно севших за руль в нетрезвом виде в течение года

Конфискация будет применяться, если лицо непосредственно задер- жано за управлением транспорт- ным средством. При этом не будет иметь значения, кому принадлежит автомобиль. Документ вызвал неоднозначную реакцию в обществе, но Госавтоинспекция МВД Рес- публики Беларусь констатирует, что еще на стадии обсуждения за- кона наметилась явная тенденция к снижению количества нарушений правил дорожного движения с участием нетрезвых водителей.

О том, какого эффекта ожидают правоохранители от применения закона, как на практике будет осуществляться конфискация автомобиля и какие еще меры в отношении пьяных водителей предусматривает новый законопроект, корреспондент “НГ” побеседовал с заместителем начальника отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ Министерства внутренних дел Беларуси Александром ЗАНИМОНОМ и старшим инспектором по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Анной БАНАДЫК.

— Насколько эффективно ужесточение законодательства в этой части, что говорит статистика?

Александр Занимон: До 2006 года, когда были существенно повышены штрафы за управление автомобилем в нетрезвом виде, число выявленных нарушений с участием пьяных водителей было на уровне 80 тысяч в год. В 2006—2008 годах их количество снизилось до 50—55 тысяч. Статистика говорит, что когда только началось обсуждение законопроекта о конфискации транспортных средств, число таких нарушений резко упало до 40—45 тысяч в год.

— В каком из белорусских регионов самые высокие показатели по “рулению под мухой”?

Анна Банадык: По прошлому году больше всего ДТП по вине пьяных водителей произошло в Минской области — 150, в них погибли 35 человек и 162 были травмированы. За первое полугодие текущего года в “лидерах” по-прежнему столичный регион — 37 ДТП, в которых смертельные травмы получили 5 человек, еще 46 получили ранения. Однако по тяжести последствий “пьяных” ДТП впереди Брестская область — в 25 ДТП погибли 9 человек и 31 получил травмы.

— Белорусский опыт борьбы с вождением в пьяном виде — это нечто уникальное или практика других стран тоже учитывается?

Александр Занимон: Конечно, учитывается. В ряде стран Европы применяются схожие меры, в том числе и конфискация транспортного средства у собственника. Это вполне логично, ведь владелец авто должен смотреть, кому он дает свое транспортное средство, и нести ответственность за последствия. Ведь и в нынешней редакции Правил дорожного движения Республики Беларусь есть норма, которая предписывает, что владелец машины обязан убедиться, что у того, кому он передает ключи и документы на свое авто, есть водительские права. Но практика показывает, что не всегда это происходит. Возможно, теперь нерадивый хозяин автомобиля лишний раз подумает, кому он дает свою машину и в каком состоянии находится этот человек. В новом законопроекте предусматривается повышение штрафа за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, передачу управления такому лицу либо отказ от прохождения освидетельствования до 100 базовых величин (1БВ — 100 тысяч рублей). Тогда как сейчас максимальный штраф за данное правонарушение — 35 БВ. Будут увеличены и сроки лишения свободы за совершение ДТП в нетрезвом состоянии, в котором погибли два и более человек — от четырех до десяти лет (было от трех до семи).

— Закон уже на подписи у Президента, а до сих пор раздаются голоса, что конфискация авто — мера слишком жесткая, негуманная...

Александр Занимон: По-моему, следует говорить о другом. На одну чашу весов нужно положить право собственности, а на другую — жизнь человека. И что весомее? Наверное, не нужно никого убеждать, что жизнь человека дороже и что государство должно защищать своих граждан. В результате принимаемых мер реально снизилось количество ДТП с участием нетрезвых водителей, а это десятки сохраненных жизней. Что может быть гуманнее?

Анна Банадык: Хочу сказать, что общественность в большинстве своем с пониманием относится к новому закону. Говорю это ответственно, потому что мы постоянно изучаем общественное мнение. Такую же реакцию мы видим и в ходе проведения нашей акции “Останови беду!”, которая призвана привлечь общественность к решению проблемы нетрезвых водителей. Люди начинают осознавать, что пьяный водитель опасен для всех — и для себя, и для других. И в конечном итоге его жертвой может оказаться каждый. И мы просим всех, кто видит, что человек в пьяном виде садиться за руль, позвонить по номеру 102.

Начиналось все не без трудностей. Первыми стали звонить владельцы автомобилей, которые видели потенциальную угрозу своим авто, когда нетрезвый водитель парковался или разворачивался на стоянке. Сегодня уже нам звонят из придорожных кафе, ресторанов, звонят водители такси и сообщают, что водитель такой-то машины в пьяном виде сел за руль. В таких случаях можно и не звонить в милицию, просто, если видите, что ваш близкий или знакомый собирается, приняв спиртного, сесть за руль, спрячьте ключи. Возможно, это спасет жизнь ему или какому-то другому человеку. И уж совсем не понимаю тех, кто видит, что водитель нетрезв, и садится вместе с ним в машину...

— А что будет в этом случае с водителями- иностранцами?

Александр Занимон: То же, что и с белорусскими поклонниками Бахуса. Существует принцип времени и места совершения преступления, когда ответственность наступает по законам той страны, на территории которой совершено правонарушение.

— Каков будет механизм конфискации автомобиля?

Александр Занимон: Он ничем не будет отличаться от той процедуры, которая действует в нашей стране при конфискации другого имущества. Конфискация авто будет происходить только по решению суда, после рассмотрения всех нюансов дела. Ведь автомобилем могли завладеть помимо воли владельца — угнать и т. д. В правовом государстве по-иному и быть не должно.

Только цифры

  • В 2012 году сотрудники дорожно-патрульной службы задержали чуть более 43 тысяч нетрезвых водителей. При этом практически каждый десятый был задержан в состоянии опьянения повторно в течение года.
  • Статистика свидетельствует, что в 2012 году 13 процентов совершенных ДТП были связаны с употреблением алкоголя перед поездкой. Так, по вине нетрезвых водителей произошло 702 ДТП, в результате которых погиб 181 человек, а еще 782 получили ранения.

История вопроса

Мировой опыт: от штрафа до смертной казни

В большинстве стран Европы норма максимально допустимого содержания алкоголя в крови водителя — 0,5 промилле (0,05 грамма на 100 миллилитров). Требования в Великобритании, Ирландии, Мальте и Люксембурге послабее — 0,08 г/100 мл. Строже всего в Польше, Швеции и Норвегии — 0,02 г/100 мл. В России, Чехии, Словакии, Румынии, Эстонии и Венгрии от автолюбителя требуют абсолютной трезвости.

В США нормы более лояльны — от 0,08 до 0,10 г/100 мл, но жестче наказывают — вплоть до тюремного срока. Если анализ показывает 0,08 процента алкоголя в крови, или 0,8 промилле, — автоматически следуют лишение прав, суд и, возможно, лишение свободы. Стоит однажды попасться, соответствующая электронная отметка появится в правах, а также в идентификационной карточке (она заменяет паспорт). А дальше — бумага работодателю и постановка на учет в наркоклинике. Причем исключений не делается ни для кого — ни для звезд, ни для политиков. Если по вине пьяного водителя в ДТП погибнет человек, это квалифицируется как убийство второй степени (с умыслом), за что в некоторых штатах, например Огайо, карают смертной казнью.

В Германии при выявленных 0,5 промилле грозит штраф в 500 евро и месячный запрет на вождение. При повторении проступка штраф увеличивается до 1000—1500 евро, а права отбираются уже на три месяца. Если водитель лишен прав в третий раз, то, чтобы их вернуть, он должен пройти так называемый идиотен-тест, которому предшествует 40 часов занятий стоимостью по 100 евро каждое.

В Южной Корее шкала наказаний дифференцированная: в зависимости от принятой дозы могут лишить прав на 100 дней, пожизненно, если попался три раза и более в течение пяти лет, арестуют.

В Китае различают водителей нетрезвых (0,02—0,08 г/100 мл) и пьяных (более 0,08 г/100 мл). Для первых предусмотрен штраф в 500 юаней (около 76 долларов) и лишение прав от месяца до трех, вторых препроводят под арест на 15 суток, дадут штраф до 2000 юаней (более 300 долларов) и лишат прав на 3—6 месяцев.

Вольготно выпивохам в Уганде — те смело могут влить в себя пару-тройку бутылок пива, и их не “привлекут”, если содержание алкоголя в крови меньше 0,15 г/100 мл. А в Конго и Анголе нет никаких ограничений.

В тему

Жесткие меры борьбы с пьянством за рулем оправданны, считает начальник управления ГАИ Могилевского облисполкома, полковник милиции Михаил НЕВМЕРЖИЦКИЙ.

— Некоторые считают чуть ли не доблестью сесть за руль автомобиля в подпитии и, доехав до дому, вывалиться из транспортного средства к родному порогу.

— По вине нетрезвых водителей происходят ДТП с наиболее тяжкими последствиями. Пьяный человек за рулем автомобиля теряет чувство страха, ответственности. Он не только не замечает угрозы, но и склонен завышать свои способности; считает, что стал умнее, сильнее, хитрее, удачливее. Словом, едет так, как хочет. К сожалению, печальных примеров можно привести немало. В Могилеве нетрезвый 23-летний житель областного центра, двигаясь в автомашине “Опель Вектра” по улице Крупской, совершил наезд на 15-летнего мальчика и 16-летнюю девочку, которые переходили проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу. Подростки с тяжелыми травмами были доставлены в больницу.

Поэтому меры борьбы с такими “красавцами” (кстати, среди них стали часто встречаться и представительницы прекрасного пола) должны быть жесткими, так как речь идет об уже сложившейся линии поведения, которую без жесткого воздействия изменить невозможно (за исключением редких случаев).

— Почему на дорогах вновь и вновь появляются пьяные водители? Неужели их не пугают предусмотренные меры ответственности за такое поведение?

— Новые поправки в законодательство направлены на привлечение к ответственности именно нарушителей, они должны понимать, что, садясь за руль, несут огромную ответственность, а значит, должны неукоснительно соблюдать действующие правила. Закон суров только по отношению к нарушителям. Главный аргумент тех, кто садится за руль под градусом: “Да я не очень пьяный, все под контролем”. Между тем проблемы могут наступить уже после стакана вина. Максимально допустимая доза алкоголя в крови для водителя — до 0,3 промилле. Кстати, если бутылку безалкогольного пива выпьет девушка, оно может дать 0,1 промилле. Полбутылки обычного пива — и вы уже в зоне риска: промилле может вырасти до 0,3. 100 граммов водки или бокал сухого вина дают 0,5 промилле.

Мы должны бороться с пьяными водителями общими усилиями и разными способами, включая и профилактические мероприятия. Чтобы дополнительно обозначить проблему пьянства за рулем, Госавтоин- спекция Могилевской области по согласованию с областной прокуратурой размещает на своем интернет-сайте фамилии, имена и фотографии жителей области, привлеченных к административной ответственности за такое правонарушение. Если эта форма профилактической работы позволит остановить хотя бы одного нетрезвого водителя, цель ее проведения будет достигнута.

 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На подписи у главы государст- ва находится законопроект, который предусматривает конфискацию автомобилей у водителей, повторно севших за руль в нетрезвом виде в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика