Вернуться к жизни
24.08.2013
—
Новости Общества
|
Чем депрессия отличается от плохого настроения и почему ни в коем случае нельзя игнорировать опасные симптомы В любой момент времени этим болезненным состоянием страдает около 5 процентов населения Земли, а в течение жизни депрессивный эпизод, требующий лечения, переносит примерно 20 процентов женщин и 10 процентов мужчин. Однако мировая статистика фиксирует только те случаи, которые попали “на галочку” медикам. А сколько еще людей месяцами, годами живут во власти унылого настроения, агрессии, раздражительности, самоизоляции, что в итоге нередко приводит к печальному финалу: в среднем семь из десяти самоубийств — результат пребывания жертвы в состоянии депрессии. В чем же причины этой болезни? Почему одни люди подвержены такому недугу, а другие нет? Как разграничить плохое настроение, которым периодически страдает каждый из нас, и начало депрессивного состояния? Можно ли вылечить его самостоятельно? И чем “осенняя” депрессия отличается от любой другой? Об этом и многом другом журналист “НГ” беседовала с заведующим отделением городского психо-неврологического диспансера, врачом-психотерапевтом Валерием ТУРОВИЧЕМ. — Сразу отвечу на последний вопрос: специалисты не делят депрессию на “осеннюю”, “зимнюю” или “летнюю”. Однако определенные предпосылки к тому, что именно термин “осенняя депрессия” так широко пошел в народ, все же есть, — говорит Валерий Евгеньевич. — Дело в том, что с приходом короткого светового дня почти у каждого из нас наблюдается некоторый упадок сил. Большую часть светлого времени суток мы проводим на своем рабочем месте, тяжело привыкаем к тому, что в восемь вечера за окном уже сумерки. Пропадает желание заниматься после работы любимым хобби, выбираться с семьей на природу. Многие замыкаются в стенах своей квартиры или частного дома, уже не так часто, как летом, навещают друзей, все меньше времени проводят на свежем воздухе. Острее переживают неприятности, потери, горе. Разумеется, все это не лучшим образом сказывается на общем психологическом состоянии...
— Нет. Нужно четко разграничивать понятия “плохое настроение” и “депрессия”. Последнее — это болезненное состояние, которое лишь внешне напоминает сниженное настроение психически здорового человека, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах. Существует условная граница, ниже которой настроение такого человека не снижается даже при очень серьезных неприятностях и конфликтах. Если при сниженном настроении человек нуждается лишь в сочувствии, поддержке окружающих и разрешении возникших трудностей, то при депрессии всего этого уже мало: необходимо лечение, в том числе нередко с использованием препаратов-антидепрессантов. Две недели — тот самый срок, после которого можно судить, болен человек депрессией или нет. Если в течение каждого (подчеркиваю, каждого!) из этих четырнадцати дней у него наблюдается упадок сил, нет желания работать и заниматься собой, если он стал раздражителен, агрессивен или же, наоборот, замкнулся в себе, значит, это уже не просто плохое настроение.
— Слишком жесткое и беспочвенное утверждение. В современном мире депрессией страдают люди самых разных социальных групп и слоев, успешные представители творческих профессий, педагоги, доярки, секретари, научные работники, многодетные родители и бездетные супружеские пары. Кто угодно! Причем этот коварный недуг может развиться в любом возрасте, начиная с подросткового. Часто больные депрессией встречаются среди пациентов поликлиник (около 10 процентов). Среди тех, кто находится в общих больницах, их более трети от общего числа, а среди людей, перенесших инфаркт миокарда, вообще от 40 до 50 процентов. Сегодня в Беларуси любой человек, почувствовавший, что впал в состояние депрессии, может обратиться к специалистам городского центра пограничных состояний, набрав номер 245-61-74 или же телефон доверия 290-44-44. Кроме того, есть областные диспансеры, где обязательно выслушают и помогут.
— Недавний случай: ко мне на прием пришла женщина 41 года. Рассказала, что уже на протяжении довольно долгого времени ощущает непривычную усталость от жизни, раздражительность по отношению к самым близким людям, у нее пропало желание работать и именно поэтому она была вынуждена уволиться с хорошей должности, прекрасно понимая, что больше не в состоянии выполнять свои обязанности. Ни у мужа, ни у детей она не нашла поддержки: домочадцы полагали, что жена и мама просто “бесится с жиру”, ведь у нее, как говорится, есть все, что нужно для счастья. Никто не понимал, что с ней происходит, а женщина угасала на глазах. Еще бы немного, и все могло закончиться весьма печально. К счастью, она сделала над собой усилие и пришла на прием к врачу. Двадцать два дня ей пришлось пролежать в стационаре, а затем еще полгода принимать прописанные таблетки. Но уже после выхода из больницы были заметны серьезные улучшения: женщина начала улыбаться, радоваться, вернулись положительные эмоции. Спустя еще небольшой период времени появилась потребность вернуться в социум: она восстановилась на работе, с удовольствием приступила к своим бухгалтерским делам. Улучшились отношения с мужем, с детьми. Кстати, пришлось поработать и с ними. Это одно из важнейших условий лечения депрессивного больного — беседы с его близкими, попытки разъяснить ситуацию и подсказать, чем можно помочь... Таким вот образом удалось вернуть человеку жизнь — самое ценное, что у нас есть!
Чтобы плохое настроение не вылилось в депрессию... Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чем депрессия отличается от плохого настроения и почему ни в коем случае нельзя игнорировать опасные симптомы
|
|