Еще на стадии рассмотрения поправок в закон «О здравоохранении» из документа была исключена норма, которая предусматривает, что пациенты, поступившие в государственные учреждения в нетрезвом состоянии, будут возмещать расходы на свое лечение. Еще совсем недавно данную инициативу поддерживали фактически на всех этажах власти. Почему же накануне рассмотрения законопроекта государство дало задний ход?
Как сообщил член постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, председатель Белорусской ассоциации врачей Дмитрий Шевцов, вопрос обсудили и решили от идеи отказаться, повременить.
«Предложений было очень много, но точный, ясный механизм возмещения расходов пока выработать не удалось. А сделать его двояким для трактования недопустимо», — цитирует Дмитрия Шевцова БЕЛТА.
По словам депутата, во время обсуждения законопроекта в парламенте, на уровне Минздрава и практикующими медиками анализировались различные ситуации.
Так, получить «пьяную» травму может человек, практически не употребляющий спиртное. На Новый год, например, кто-то выпьет бокал вина под бой курантов, потом выйдет на улицу, чтобы посмотреть салют, поскользнется и неудачно упадет. А в больнице во время освидетельствования у него обнаружат легкую степень опьянения.
«Другая ситуация — человек, будучи пьяным, получает травму, тот же перелом. Он понимает, что если поедет в больницу немедленно, то освидетельствование покажет, что он пил. И в итоге будет сидеть дома сутки с переломом, чтобы протрезветь, рискуя получить осложнение», — пояснил Дмитрий Шевцов.
Непонятна и схема, по которой возмещать расходы на свое лечение будет такая категория пациентов, как хронические алкоголики. «Если у такого больного цирроз печени, то он погибнет без медпомощи, поэтому ее будут оказывать в любом случае. Между тем денег на оплату лечения у этих пациентов обычно нет», — отметил депутат.
Любопытно, но очень похожие доводы приводили эксперты, когда только начиналось обсуждение инициативы. Был, правда, еще один — Конституция не делит людей на трезвых и алкоголиков. Ведь в статье 45 Основного закона записано: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания».
Ярым сторонником введения платы для пациентов, которые причинили ущерб своему здоровью, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выступал заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик. Министр здравоохранения Василий Жарко, комментируя внесение этой инициативы в законопроект, отмечал, что бюджет несет большие затраты на лечение граждан, попавших в больницу из-за алкоголя или наркотиков.
«Эту норму мы давно предусматривали, но впервые внесли ее в законопроект. Я думаю, что в случае принятия закона с этой нормой у граждан будет больше поводов задуматься о здоровом образе жизни», — говорил министр здравоохранения.
Почему же инициатива, поддерживаемая высокопоставленными чиновниками, так и не была реализована?
Как отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич, это объясняется укоренившейся в Беларуси практикой принятия решений.
«На одном уровне предложили, на другом — отменили. Проблема в том, что процесс принятия решений и их обсуждения закрыт. Мы не знаем, кто какую позицию занимает на самом деле», — пояснил эксперт.
Вместе с тем Валерий Карбалевич отметил, что властям пришлось учесть отрицательную реакцию общества на идею введения платы за лечение людей в алкогольном опьянении. Ведь ввести такую плату — значит затронуть интересы слишком большого числа людей: «Проблема пьянства в Беларуси касается очень многих. Кроме того, сбор доказательств связи заболевания с опьянением очень непростой. Это могло бы спровоцировать коррупцию».
К тому же, государство и без того за последнее время приняло и анонсировало немало непопулярных инициатив (одна идея введения пошлины на выезд из страны чего стоит!).
Однако всё это показывает, что, выкручиваясь из ситуации, когда в бюджете не хватает денег, государство не стесняется ущемлять не только интересы граждан, но и их конституционные права.
Психотерапевт, нарколог Алексей Хадоркин считает отказ от идеи брать деньги с нетрезвых пациентов торжеством здравого смысла.
«Если бы такое положение ввели, пострадали бы очень многие люди, ведь платили бы, прежде всего, родственники, — отметил эксперт в комментарии для Naviny.by. — Многие из злоупотребляющих алкоголем неплатежеспособны. Их родным и близким и без того хватает с ними проблем. Порой только они и поддерживают в людях, злоупотребляющих алкоголем, человеческое достоинство. А государство способно только наложить штраф и принять другие репрессивные меры».
Между тем, отметил Алексей Хадоркин, именно государство создает условия для того, чтобы люди пили, «в том числе наводняя рынок алкогольной продукцией, причем не всегда качественной»:
«Пьют не от хорошей жизни, а потому, что не выдерживают вызовов времени. У кого-то нет работы или недостаточные заработки, кто-то имеет психологические проблемы. Если бы все-таки заставили платить за лечение, это было бы несправедливо. Людей загнали в ситуацию алкогольной зависимости или пьянства, поэтому это был бы удар по без вины виноватым».
Планируется, что поправки в закон о здравоохранении Палата представителей рассмотрит в первом чтении уже на осенней сессии, которая откроется 2 октября.
Справка Naviny.by
В Беларуси потребление чистого алкоголя приближается к 14 литрам в год на душу населения.
Согласно данным обследования домашних хозяйств по оценке положения детей и женщин в Беларуси, проведенном Белстатом в 2012 году, в течение одного или нескольких дней за месяц, предшествовавший проведению исследования, опрошенные выпили хотя бы одну порцию алкоголя. Среди молодых людей за этот период как минимум одну порцию алкоголя выпили 43% женщин и 55% мужчин. При этом порцией алкоголя считается банка или бутылка пива, один бокал вина или одна рюмка коньяка, водки и так далее.
Только 16 женщин из 100 и 17 мужчин из 100 в возрасте 15-24 лет никогда не употребляли алкоголь.