Занятия с репетитором — необходимый в современных реалиях “интеллектуальный довесок” к общему среднему образованию или же банальное выкачивание денег из карманов родителей выпускников?
Срочно улучшить знания в преддверии ЦТ, “подтянуть” математику, заняться дополнительно английским (ведь учителя наперебой утверждают, что у ребенка “несомненный талант!”)... Выход почти всегда один: нанять репетитора, благо найти его не составляет никакой сложности. Газеты и интернет пестрят предложениями преподавательских услуг. Да и в школах многие учителя соглашаются на дополнительные платные занятия с учениками. Мало того, что примерно семеро из десяти старшеклассников посещают занятия с репетитором в преддверии поступления в вуз, так теперь уже никого не удивишь тем, что 12—13-летние дети после окончания обязательных уроков вынуждены по полтора часа заниматься дополнительно. “Не выдумана ли проблема? — возмущаются одни. — А как наши родители поступали в институт, даже представления не имея о феномене репетиторства?” — “Сегодня в “топовых” университетах совершенно иные, высокие требования, — парируют другие. — И репетитор уже не роскошь, а жизненная необходимость для большинства детей!”
Порассуждать на спорную и для многих болезненную тему “Дискуссионный клуб “НГ” пригласил заинтересованных людей: чиновников, репетиторов, студентов, психологов, родителей учеников и преподавателей учреждений общего среднего образования. С наиболее резонансными мнениями мы сегодня знакомим наших читателей.
/НГ/: — Зачем сегодня нужен репетитор? В чем его основная роль и велики ли шансы у современных старшеклассников немедалистов поступить в вуз без дополнительных занятий?
Валентин КОНОНЕНКО, кандидат физико-математических наук, доцент, один из самых результативных репетиторов страны по физике, средний балл его учеников по централизованному тестированию — 90: — Репетитор сегодня необходим для того, чтобы уравнять шансы при поступлении в вуз для тех, кому не повезло со школой и ему попались нерадивые учителя. В то же время, по сути, в репетиторы идут те же преподаватели, которые хотят подработать. Одно отличие: репетитор обычно на голову выше среднестатистического учителя в своем предмете. Никто не запрещает детям готовиться к поступлению самостоятельно, но путь этот тернистый. Предположим, школьник берется за учебники с десятого класса. Перед ним встает куча вопросов, он своеобразный Незнайка. Я же, к примеру, корифей, я всю сознательную жизнь занимаюсь физикой и могу за год-два преподнести ее так, чтобы сэкономить молодому человеку многие годы, которые он потратил бы на то, чтобы пройти этот путь самостоятельно. В этом и состоит суть прогресса и передачи знаний новым поколениям. Прочитайте биографию любого выдающегося человека, и обязательно встретите такие слова: “Мне повезло, у меня был замечательный учитель...” К примеру, для Льва Ландау репетитора родители наняли уже в четвертом классе. Репетитор экономит время, чтобы люди могли достичь больших высот в жизни.
Ирина АБАС, директор ГУО “Гимназия № 1 г. Копыля”, Минская область: — По моему мнению, школьникам для успешной учебы вполне хватает тех часов, которые гарантируются в рамках образовательного стандарта. Более того, в школах, гимназиях, колледжах, лицеях каждый ребенок может выбрать определенный предмет (а при желании и несколько — в рамках максимально допустимой нагрузки) и заниматься его углубленным изучением на факультативных занятиях. Я уже не говорю о различных направлениях в гимназиях на третьей ступени обучения и о профильных группах в учреждениях общего среднего образования. Я думаю, что поголовное репетиторство не оставляет свободного выбора школьникам, мешает им развиваться интеллектуально, нравственно и физически. Сейчас репетиторство вошло в моду: если ты не нанял репетитора, значит, тебе наплевать на своего ребенка. А родителям проще заплатить репетитору, чем заниматься детьми. Они даже не задумываются о том, какая может быть польза от репетиторства после шести-семи уроков и факультативов. На домашние задания у ребенка не остается ни физических, ни умственных сил. Скажете, есть выходной день? Но он на то и выходной, чтобы дать ребятам возможность переключиться на какое-нибудь любимое увлечение, чтобы с новыми силами начать учебную неделю. Пятнадцать — двадцать лет назад в вузы поступали без репетиторов потому, что ответственности у школьников было больше. Не поступил — сам виноват, недоучил. А сейчас что? Не поступил — значит, плохой был репетитор. Просто смешно. Больше надо думать не о том, чтобы поступить с помощью репетитора, а о том, сможет ли абитуриент работать по выбранной профессии.
Михаил ДЕРНАКОВСКИЙ, генеральный директор консалтинговой компании “Коучинг-центр”, психолог, психотерапевт: — Вообще, феномен репетиторства в современном виде появился в первой половине XIX века, когда английские студенты обращались к специалистам, которые помогали подготовиться и успешно сдать экзамены. Такие специалисты тогда назывались “коучами” (от английского coach). Их работа сильно отличалась от работы преподавателей и учителей. Если основная цель учителя — дать ученику или студенту определенные знания по тому или иному предмету в соответствии с какой-либо программой, то задачи коуча позапрошлого века были совсем иными: определить слабые и сильные стороны ученика, уровень подготовки, разобраться в том, что он знает, а чего нет. И уже исходя из этого определить достижимую цель (например, сдать какой-то конкретный экзамен), выстроить специальную программу на повторение или изучение материала и в условиях дефицита времени подготовить ученика именно к сдаче этого экзамена. В настоящее время репетиторы не всегда выполняют свою “древнюю” функцию — подготовить к экзаменам и развить чувство ответственности за его сдачу. Чаще всего они просто дублируют функцию учителя, помогая ребенку освоить больше материала и углубить навыки по тому или иному предмету в процессе учебы. Если такая потребность возникает у обычного ученика, то здесь уже, безусловно, есть ряд вопросов к качеству образования. Но порой школьнику, в связи с личностными и когнитивными особенностями, нужно больше времени для освоения того или иного предмета. Тогда занятия с репетитором совершенно оправданы.
/НГ/: — Не кажется ли вам, что школьная программа должна преподаваться в школе так, чтобы необходимости в занятиях с репетитором не возникало? Поможет ли возврат к так называемым профильным классам хотя бы частично “разгрузить” трудовые будни старшеклассников?
Валентин КОНОНЕНКО: — Вы знаете, что Япония достигла вершин в области высоких технологий в послевоенное время всего за 25—30 лет, а благодаря чему? Благодаря мудрой мысли: на высшем пьедестале должен стоять учитель средней школы. С 1946 года самые достойные зарплаты в Японии были у учителей. Они создали нацию “головастиков”. У нас этого нет, поэтому мы отстали от мировых технологий, и с годами ситуация будет только ухудшаться. Страна теряет умы молодых людей, а единицы, которые все же получают хорошие знания, не могут изменить общей картины. Разве можно сравнивать подготовку учителей в вузах сорок лет назад и сейчас? Еще один немаловажный нюанс: в Соединенных Штатах Америки у учителя нагрузка в неделю всего девять часов, у нашего же — все двадцать. И это минимум. Что касается возврата к профильным классам, то считаю это правильным. Но вот только кто будет их вести? Где набрать столько квалифицированных учителей в нынешних условиях?
Ирина АБАС: — С этого учебного года произошли реальные изменения в учебных планах на третьей ступени обучения во всех учреждениях общего среднего образования. Уже сегодня можно говорить о том, что каждый ученик на старшей ступени обучения может изучать тот или иной предмет на повышенном уровне. Теперь во всех десятых классах открыты такие направления, как физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое. В гимназии также существуют эти направления, более того, уже начиная с седьмого класса школьники могут изучать отдельные предметы больше учебных часов. Поэтому мое мнение таково: сегодня в учреждениях общего среднего образования созданы все необходимые условия и нет никакой необходимости в репетиторстве.
Анастасия МАКСИМЕНКО: — Приведу небольшой пример. Школьная программа по английскому языку ориентирована на обучение так называемому свободному говорению. А на тестировании это никому не нужно: там надо знать правила грамматики. Поэтому я считаю, что для сдачи тестов по иностранному языку нужно заниматься с репетитором. Если у тебя есть желание и способности, ты будешь учиться, а вот как, это уже другой вопрос. У нас в школе можно было написать заявление на имя директора и попросить дополнительные занятия с учителем. Если нагрузка преподавателя позволяет, то он будет с тобой заниматься. Сейчас это тот же сорокапятиминутный урок в школе наедине с учителем. Его стоимость — порядка сорока тысяч, из которых учитель получает всего лишь двадцать. Думаю, учителю не хочется напрягаться за такие копейки, но отказать он не может: это его долг.
Михаил ДЕРНАКОВСКИЙ: — Хочу затронуть еще один аспект. В свете некоторого, с позволения сказать, “наезда” на репетиторов. Почему мы в принципе так настороженно, недоверчиво относимся к идее дополнительного образования? И почему ведем речь только о репетиторстве для школьников? Например, я до 35 лет никогда не думал, что мне в моей работе сильно понадобится английский язык. Но когда возникла необходимость, я сначала ходил на различные курсы, а потом стал обращаться к репетиторам. И занятия с репетиторами, по моему субъективному мнению, оказались гораздо эффективнее. Один мой знакомый для написания диссертации начал брать уроки математики, чтобы самостоятельно рассчитать результаты эксперимента. Да и, насколько я знаю, Альберту Эйнштейну также пришлось много лет изучать математику с репетитором. Поэтому репетиторы для взрослых, на мой взгляд, в некоторых случаях даже более актуальны, чем для детей!
Анастасия МАКСИМЕНКО, выпускница средней школы № 1 г. Кировска Могилевской области 2013 года, первокурсница факультета финансов и банковского дела БГЭУ. Анастасия поступила на бесплатное отделение с общей суммой баллов 323: 87 баллов по русскому языку, 79 — по математике, 59 — по английскому языку, 98 — средний балл в школе: — Я занималась с репетитором только по английскому языку. В качестве репетитора выступала моя мама — учитель английского. А к тестам по русскому языку и математике готовилась сама. Плюс посещала факультативы. Репетитор не гарантирует, что вы поступите в вуз. Из моих одноклассников, которые ходили к репетиторам, некоторые поступили в университеты и институты, а некоторые — нет. Можно ходить к репетитору, строго выполнять все рекомендации, делать домашнее задание, и тогда будет возможность поступить в вуз. А можно просто прийти к репетитору, как говорится, отсидеть свое время и уйти. От этого толку совсем не будет, это пустая трата родительских денег. Я считаю, что вполне можно поступить в вуз, занимаясь самостоятельно. Но если возникают вопросы, обязательно должен быть человек, готовый на них ответить. У меня это были мои учителя, которым я, надеюсь, не сильно, но надоедала своими вопросами на переменках.
Карина БАТЫГО, мама Андрея, ученика девятого класса: — Сегодня родители при всем желании не могут полноценно заниматься образованием ребенка. У большинства нет необходимого багажа знаний для того, чтобы даже вникнуть в современные школьные программы. Вы почитайте учебник по физике за девятый класс. Никогда не считала себя тупицей, в свое время закончила школу с серебряной медалью, но я ничего не понимаю в современных задачках! Точно так же, как пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник, учить детей должны учителя в школе — это их непосредственная задача. А для того, чтобы они могли это делать на должном уровне, им нужно создавать соответствующие условия. Огромные школы, в которые возят детей сразу из нескольких районов, предполагают наличие максимум двух ставок для учителей каждой из специальностей. Если в классе больше пятнадцати учеников, каким образом нормальный человек может уделить внимание всем одновременно? Программа усложняется, вот тут и появляются репетиторы — люди, которые, так сказать, “доделывают” работу за учителей. Но такого быть не должно, иначе получается, что наши педвузы плодят профнепригодных людей. Между тем есть постоянно обсуждаемая проблема — вузы выпускают специалистов, которым негде работать. Так, может, имеет смысл вводить систему небольших школ, в которых было бы комфортно детям и нашлась бы работа для всех — и для молодых учителей в частности? Нетрудно поддерживать уровень образования, периодически проводя курсы повышения квалификации для педагогов, вводя подтверждение квалификации и так далее. А самое главное, ребята смогут в спокойной обстановке изучать материал, а родители будут уверены, что они могут переложить вопросы образования на тех, кто справится с задачей лучше них.
Игорь ЕГОРОВ, отец 12-летней Алины, платит репетитору по математике десять долларов за 45 минут занятий: — Конечно, в идеале мне хотелось бы, чтобы все необходимые для поступления в вуз (а мы, скорее всего, выберем БГУИР) знания моя дочка получала в школе. Но мы живем в реальном мире. Что делать, если подготовка учителей слабая, если на уроках они не в состоянии ответить ни на один дополнительный вопрос, выходящий за рамки учебной программы? Если не в курсе, в каком году была доказана теорема Ферма? И где гарантия того, что если сделать профильный класс, туда пойдут работать грамотные специалисты? Это ведь как с бесконечным переименованием школ то в колледжи, то в гимназии. Какой во всем этом смысл, если многих наших детей обучают “двоечники” из педагогического университета? Разве я могу надеяться, что после занятий с таким учителем Алина наберет на ЦТ необходимое количество баллов? Поэтому выбора не остается, уже год как занимаемся с репетитором дважды в неделю. Приятели, у которых уже взрослые дети, к слову, удивляются достаточно низкой стоимости услуг. Но как объяснил нам наш репетитор, это обусловлено тем, что Алина учится в средних классах. К десятому стоимость занятий вырастет примерно в два-три раза.
А с каким из высказанных мнений согласны вы, наши дорогие читатели? Ваше мнение важно для нас!
Занятия с репетитором — необходимый в современных реалиях “интеллектуальный довесок” к общему среднему образованию или же банальное выкачивание денег из...