На введение материнского капитала необходим вовсе не миллиард долларов, а сумма куда меньшая. Как оказалось, президент просто «брякнул» о 10 тысячах долларах, которые будут выплачиваться при рождении ребенка. В пятницу были озвучены другие цифры. На более чем 100 тысяч детей, которые рождаются в год, на материнский капитал нам, по словам Александра Лукашенко, хватит 350 млн. долларов, то есть по 3 500 на малыша.
Итак, сегодня стало известно, что о материнском капитале и проекте «Большая семья» президент «в шутку брякнул» во время общения с трудовым коллективом ОАО «БелАЗ».
Сегодня, общаясь с российскими журналистами, он пояснил, что всего лишь рассказывал об одном из возможных вариантов поддержки семей с детьми. Оказалось, президент когда-то «поручил одному человеку, банкиру, у которого многодетная семья: изучи опыт в мире, в России». И говорил Лукашенко на «БелАЗе» не то, что все слышали, а следующее: «Только что поступило предложение, …не знаю, что мы еще выберем, …платить за первого 10 тысяч, за второго 10 тысяч, за третьего еще 10 тысяч. … Это не то, что тебе дали и ты пропил. Это как у вас (в России — Naviny.by) материнский капитал, но более прозрачный. Может, 20 тысяч, может 5. Зависит от экономической ситуации».
Как отметил президент «ваши яйцеголовые умники, негодяи в этих газетах, это враги,… начали ерничать». «Ерничание» сводилось к тому, что эксперты высказывали опасения, что бюджет Беларуси не потянет огромную сумму, необходимую для введения в стране материнского капитала. Если в стране и правда будут платить 10-40 тысяч долларов при рождении ребенка, нагрузка на бюджет существенно возрастет, что потребует, очевидно, некоторого перераспределения средств.
Так, в январе-августе 2013 года в Беларуси родилось 78 039 детей. Если в среднем за каждого их них государство платило бы по 15 тысяч долларов, то казне пособия обошлись бы в 1,17 млрд. долларов. В прошлом году, когда в Беларуси родилось почти 115 тыс. детей, государство могло бы заплатить их родителям порядка 1,725 млрд. долларов.
Лукашенко видит ситуацию по-другому: «Это 350 млн. долларов. Никаких миллиардов». Возможно, президент имеет в виду иные суммы, то есть действительно, не 10 тысяч долларов при рождении ребенка, а гораздо меньше — чуть больше 3 тысяч долларов. В любом случае президент отметил, что при объеме ВВП Беларуси 60 млрд. долларов в год потянуть 350 млн. долларов на пособие — вполне реально. Правда, скорее всего, речь все-таки идет о большей сумме. Президент упомянул 800 млн. долларов, затем сказал «может, миллиард, может два», а завершил разговор о материнском капитале так: «С пенсии заберу и сформирую этот миллиард, белорусы поймут». И еще: «Если даже это миллиард будет стоить, мы должны найти от чего угодно — от лекарств, от образования, чтобы женщина рожала, и семьи были обеспечены».
Между тем, напомним, еще в 2010 году Александр Лукашенко отзывался о материнском капитале несколько в иной тональности: «Некоторые новоиспеченные деятели обещают десятки тысяч долларов на каждого новорожденного и декретный отпуск чуть ли не до совершеннолетия ребенка. Наверное, решили поделиться с белорусами своими избирательными фондами».
Это была реакция на то, что, будучи кандидатом в президенты, писатель Владимир Некляев обещал ввести материнский капитал в размере 25 тысяч долларов.
Лукашенко подчеркнул тогда, что «богатая Россия не потянула идею материнского капитала, а эти деятели предлагают в разы больше, но не раскрывают, откуда возьмут миллиарды долларов на это». «Это не предвыборные трюки, а полное вранье», –– заявлял Лукашенко.
Главное, отметил теперь глава государства, чтобы люди в нашей стране чувствовали себя в безопасности и рожали детей. Удивляет, что президент говорит о рождаемости как о сверхактуальной и чуть ли не главной задаче государства. Причем, судя по вышеизложенному, готов сокращать расходы здравоохранения и образования, чтобы поддержать желание женщин стать матерями. Однако детей нужно не только родить, но и выходить, обучить и лечить при возникающих со здоровьем проблемах. Именно высокий уровень развития медицины и сферы образования является залогом успешного устойчивого развития общества. Демографы настаивают, что инвестиции в эти сферы, а не в рождаемость, являются основой благополучия общества.
Так или иначе, о проекте «Большая семья», судя по всему, действительно мало кто слышал. Например, заместитель начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Беларуси Марина Артеменко на пресс-конференции в Минске 10 октября, заявила, что введение семейного капитала возможно только после глубокого анализа социально-экономических возможностей государства. И еще, что законодательной базы для этого нет.
Однако в Беларуси вопрос законотворчества в последние годы решается просто: президент сказал — чиновники сделали. По большому счету Беларусь давно превратилась в колхоз, которым руководит один человек. Лукашенко рассказал, как решались некоторые проблемы в сельскохозяйственном предприятии, которым он руководил: «Пятеро детей. Нигде не работали (их родители — Naviny.by). Пришел в дом, работая руководителем на селе, …зимой сидят детишки, в основном маленькие. Картинка до сих пор перед глазами. И руками соскребают какую-то лапшу, которую приготовили три дня назад».
Тогда Лукашенко принял, как он рассказал, решение «абсолютно незаконное»: «На территории хозяйства была введена строжайшая дисциплина, проверены все семьи, прежде всего многодетные, неблагонадежные. Они никогда больше не получали пособие. Я создал комиссию во главе с главным экономистом, которая собирала это пособие. Вот завтра школа… Мы детей одевали полностью, покупали все, что необходимо. Чтобы меня не обвинили, что я диктатор, …я дополнительно увеличил эту сумму за счет прибыли хозяйства. Было, например, 300 долларов, я еще 300 давал. И мы шли, одевали детей, кормили, в школе корили за эти деньги. И мы их (родителей — Naviny.by) заставили работать».
Позже, когда Лукашенко был президентом, практика была перенесена на всю Беларусь. Теперь, рассказал он, в Беларуси в случае, если в семье есть ненадлежащий уход за ребенком, его немедленно забирают из семьи: «Никакие суды, здесь никто не поможет. Но этих детей мы содержим не за счет государства, а за счет родителей. Если они не работают, мы их отправляем на принудиловку».
Лукашенко сообщил, что в настоящее время более 70% расходов на детей, изъятых из неблагополучных семей, покрываются родителями.
Напомним, декрет президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» был подписан в 2006 году. В конце 2007 года депутаты Палаты представителей приняли во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях». В Уголовный кодекс внесено изменение, усиливающее ответственность родителей за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей.