Самый главный капитал
24.10.2013
—
Новости Общества
|
Сегодня уже никто не оспаривает тезис о том, что наука и образование двигают общество вперед. Такие государства, как Япония, Сингапур или Южная Корея, не имеющие запасов природных ресурсов, совершили рывок в своем развитии и стали мировыми лидерами благодаря ставке на образование. Беларусь в так называемом образовательном рейтинге находится на достаточно высоких позициях. Но все ли вопросы решены? В интервью “НГ” председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Геннадий ПАЛЬЧИК рассуждает о том, что показала правоприменительная практика Кодекса об образовании, как поднять престиж и статус учителя, почему профессия юриста или экономиста все еще популярнее профессии строителя и еще какие проблемы надо решить в сфере образования.
— Учитывая стремительное развитие современных информационных технологий, думаю, сегодня лирики, к сожалению, “проигрывают”. Потому что потенциал этих технологий не всегда используется гуманно. Более того, зачастую информационный поток имеет достаточно агрессивный характер. Да и само общество становится все более материально зависимым, нас захлестывает потребительское отношение к жизни, духовные ценности отходят на второй план. Очень многие хотят получить все и сразу, не задумываясь, что могут дать взамен. И в данной ситуации целесообразно говорить о необходимости активизации лириков, представителей гуманитарной и культурной сфер, повышения их роли в становлении нового поколения, в развитии общества XXI века. Важно, чтобы те возможности, которые появились благодаря физикам, использовались исключительно в мирных целях и становились источником прогресса.
— Я выделил бы несколько блоков, которые необходимо учесть в процессе внесения изменений и дополнений в кодекс. Во-первых, это касается отдельных статей, которые, по мнению респондентов, а в их числе педагогические работники, учащиеся и их родители, требуют локальной корректировки по результатам анализа правоприменительной практики. Это касается вопросов организации образовательного процесса, уточнения и корректировки некоторых терминов и положений, закрепленных в кодексе. Во-вторых, в современных условиях необходимо расширить законодательный коридор использования дистанционных технологий обучения на всех уровнях. Придать правовой статус всем граням этой работы, включая нормирование оплаты труда преподавателей по разработке электронных средств обучения, использования их в рамках сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Особенно это актуально для средней школы, когда в режиме онлайн достаточно эффективно могут взаимодействовать участники образовательного процесса. Сегодня перспективно законодательно закрепить возможность сетевого взаимодействия учреждений образования. Ведь это позволит сделать образование действительно более доступным, когда студенты и учащиеся имеют возможность в режиме онлайн слушать лекции ведущих педагогов и специалистов, не выходя из своего учреждения образования или вообще находясь дома. В-третьих, назрела необходимость зафиксировать законодательно возможность развития государственно-частного партнерства в сфере образования. Ведь в квалифицированных специалистах в равной мере заинтересованы и государственные, и частные предприятия. Бизнес приглашает выпускников системы профессионального образования, почему он не может участвовать в их подготовке? Почему бы не расширить возможности для представителей бизнеса, дав им возможность участвовать не только в отборе выпускников, но и в организации образовательного процесса, в проведении учебной практики, в разработке образовательных стандартов и профессиональных требований к выпускникам системы профессионально-технического, среднего специального, да и высшего образования? При этом выиграют все. И в первую очередь сами обучающиеся. Надо смелее привлекать бизнес к инвестированию в образование, а взамен предложить ему определенные преференции. Сейчас если родитель платит за обучение сына или дочери, то он имеет право на налоговый вычет. Может, целесообразно аналогичное предусмотреть для тех предприятий, организаций, которые вкладывают деньги в обучение или переобучение своих сотрудников, повышение их квалификации. Сегодня есть представители бизнеса, которые сами организуют и поддерживают учебные центры по подготовке квалифицированных специалистов. Это нужно не только приветствовать, но и стимулировать. В ходе мониторинга очередной раз было отмечено, что важнейшим для системы образования является вопрос о подготовке педагогов. Да, сегодня большая проблема с заполнением даже бюджетных мест по ряду педагогических специальностей. Но ориентация на остаточный принцип заполнения этих мест — это тупиковый путь. Никакого качества образования мы не достигнем, если не будет качества учителя. Мы можем сделать идеальные учебно-методические комплексы, поставить в школах суперсовременное оборудование, но кто со всем этим будет работать? Я сторонник того, чтобы педагогический совет школы, знающий своих учеников лучше всех, официально давал рекомендации тем выпускникам, которые собираются поступать на педагогические специальности. Случайного человека в школе быть не должно.
— Это аксиома. Но я хочу сделать одно замечание. Международная практика показала, что просто увеличение зарплаты не ведет автоматически к повышению статуса учителя и качества его работы. Проанализируйте, сколько у нас в СМИ позитива в отношении школы и сколько негатива. Повышение престижа и статуса педагога, воспитателя — это не чисто финансовая проблема, и даже не отраслевая. Само общество должно созреть для понимания важности этой профессии. На целый день мы отдаем этим людям самое дорогое, что у нас есть, своих детей, и должны быть бесконечно благодарны им за их труд. По большому счету, не в деньгах тут дело. И тому немало примеров. Настоящий учитель подчас за спасибо сделает больше, чем за деньги. Но и отношение к нему со стороны общества, родителей, СМИ должно быть соответствующее.
— К сожалению, не только молодежь. Я сторонник кардинальных мер в этом плане. Для общеобразовательной школы сегодня разработаны учебные программы по всем предметам, к ним предусмотрено соответствующее учебно-методическое сопровождение. И это не только учебные пособия для учащихся. Это достаточно широкий спектр учебно-методической литературы непосредственно для учителя. В частности, методические рекомендации по всем предметам в каждом классе, примерное календарно-тематическое планирование, в котором прописаны темы учебных занятий, все уроки на учебный год, необходимые к ним конкретные ссылки на литературу, рекомендуемое домашнее задание, имеющее определенное ограничение по своему объему. Учителю предлагается разнообразный диагностический материал: задачи, упражнения, подборка разноуровневых вариантов самостоятельных и контрольных работ, которые полностью соответствуют образовательным стандартам и учебным программам. Более того, учитель имеет возможность использовать в своей работе сценарии проведения уроков, разрабатываемые сейчас в Национальном институте образования опытными специалистами, методистами, учителями-практиками. Ежегодно к началу учебного года педагогам представляются инструктивно-методические письма по каждому предмету, которые учитывают специфику преподавания в текущем учебном году. Практически все основные материалы представлены в периодической печати, в предметных научно-методических журналах, находятся в открытом доступе на сайтах Национального института образования и Министерства образования. С моей точки зрения, сегодня нет необходимости ни молодому педагогу, ни опытному учителю в обязательном порядке иметь собственные разработки, наличие которых требуют при проверке. В конечном счете, все это может быть представлено. Но это однозначно не свидетельствует о качестве работы учителя. Нет никакой гарантии, что при наличии всех этих материалов будет достигнут основной результат самого процесса обучения и воспитания детей. В реальном образовательном процессе, в классной аудитории никакие штампы не сработают. Одна и та же тема может, да и должна, раскрываться в зависимости от состава класса, мотивации и готовности учеников к восприятию учебного материала. Другой вопрос, что без ежедневной подготовки к уроку, учета при этом индивидуальности каждого ученика в классе положительного результата не достичь. Оценка работы учителя, с моей точки зрения, должна быть смещена с проверки наличия или отсутствия у него тех или иных бумаг в сторону оценки результата его труда. А это в первую очередь динамика развития его учеников, отношение к нему учащихся и их родителей, отзывы выпускников и желание детей учиться в его классе. Что же касается документов, обязательных для ведения учителем, то, на мой взгляд, достаточно классного журнала, который хранится несколько десятков лет. Ведь в нем учитель записывает, какие темы проходят по предмету, что задается на дом, видно, насколько загружены и активны дети на уроках, какова посещаемость уроков. Можно оценить, как учитель выполняет требования образовательного стандарта и учебной программы. Если мне необходимо ознакомиться глубже, то можно ознакомиться с рабочими тетрадками и конспектами детей, посетить уроки и занятия. При этом очень многое становится ясным и понятным. Но хочу подчеркнуть, что наиболее объективной оценкой работы учителя является внешнее независимое оценивание достижений учащихся. То есть оценка качества образования должна сместить фокус с жесткого контроля учебного процесса на оценку результата обучения. А в этом заинтересованы и учителя, и учащиеся, их родители. Кроме того, объективная внешняя аттестации учащихся на разных уровнях обучения в сочетании с республиканским мониторингом качества образования позволит обеспечить эффективное управление системой образования в целом.
— Во-первых, надо четко зафиксировать разницу между централизованным тестированием и, например, Единым государственным экзаменом в России. ЕГЭ — это квалификационный выпускной экзамен за курс общего среднего образования. У нас ЦТ, по сути, конкурсный экзамен. И сравнивать отметку за школу и по ЦТ в принципе неправильно, потому что при тестировании компьютер отсекает понижающим коэффициентом самые слабые вопросы. И поэтому рассматривать 32 балла, набранные на ЦТ как тройку по десятибалльной шкале, некорректно. Во-вторых, мы в определенной мере сами спровоцировали общедоступность участия в ЦТ. И если раньше “троечники” и не помышляли идти в девятый-десятый классы после базовой восьмилетки, а шли после восьмого класса в техникумы или ПТУ, то теперь все сориентированы на получение непременно высшего образования. То есть дорога на ЦТ открыта всем, а в итоге значительное число первокурсников вузов отчисляется уже после первой сессии и лишь единицы из них идут потом в ПТУ или cсузы, то есть происходит прерывание процесса обучения. Это, конечно, свидетельствует об отношении некоторых учащихся к учебе, об их больших амбициях и неадекватной самооценке. Но такой исход при попытке обучения сразу в вузе без соответствующей базы в первую очередь бьет по самому учащемуся. И это необходимо понимать родителям. Ведь именно они заинтересованы в успешности своих детей. Тем не менее ЦТ, и это признано существенным большинством, выполнило одну из главных задач, сняв социальную напряженность при отборе детей для обучения в вузах, убрав возможность коррупционных проявлений и создав одинаковые условия для всех абитуриентов. А голословно рассуждать о том, что тестирование, дескать, разучило наших детей мыслить, неверно. Если сейчас дать какой-нибудь навороченный гаджет вам и вашему сыну, кто быстрее с ним справится? Мышление должно развиваться не на этапе проверки знаний, а в процессе организации обучения и воспитания. И не только в рамках школы, но и в семье, окружением.
— Ломать через колено в принципе ничего нельзя. Нужно принципиально подойти к уточнению госзаказа, подключив к этому не только соответствующие министерства и ведомства, но и представителей бизнеса: крупного, среднего, малого. Это уже макроэкономические параметры, и здесь нужен разумный, выверенный, комплексный прогноз. К примеру, может, нам действительно сегодня не надо готовить такое количество педагогов, ведь многие выпускники все равно не задерживаются в школах. Тогда, может, целесообразно сократить этот поток, отобрать действительно достойных, лучших, мотивированных студентов, а высвободившиеся деньги направим на повышение им стипендий, зарплат педагогических работников, на повышение квалификации уже работающих учителей. Вот вам и возможный вклад в решение проблемы и статуса преподавателя, и качества обучения.
— Я поставил бы вопрос по-другому: сегодня важнее не то, с какого носителя он читает, а что он читает и читает ли вообще. Одна лишь школа эту проблему не решит, в каждой семье должна быть книжная полка, ведь любовь к чтению прививается с детства. С другой стороны, повторюсь, я не стал бы зацикливаться на носителях, главное, чтобы не пропал интерес к чтению. Хотя немаловажно и то, какие книги будут стоять на книжной полке, находиться в памяти того или иного электронного устройства.
— Сегодня интересы молодежи столь разнообразны, а печатные и электронные издания настолько доступны, что я не рискну что-нибудь конкретное рекомендовать. Минувшим летом, находясь в отпуске, мне, например, доставило удовольствие читать детективы Акунина. Сейчас читаю “Америку за школьной партой”. В книге представлены исследования о том, как менялась политика США в сфере образования в зависимости от социально-экономического развития страны. Много интересного, познавательного, но и чисто профессиональный аспект актуален.
— Депутаты нашей Постоянной комиссии вышли с инициативой провести парламентские слушания о совершенствовании законодательной базы национальной системы непрерывного образования. Мы считаем, что это действительно общественно значимый вопрос, который должен быть рассмотрен на таком высоком уровне.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня уже никто не оспаривает тезис о том, что наука и образование двигают общество вперед.
|
|