За десять минут до начала фойе перед залом заполнилось людьми. Среди них выделялись парни в кожаных жилетах с символикой клуба "Ночные волки" и другими байкерскими атрибутами. Некоторые мотоциклисты добирались из Москвы и Минска.
Конвой в день приговора значительно усилен. Охрану осуществляли 11 милиционеров, в том числе - четверо бойцов ОМОНа. Зал не смог вместить всех желающих. По этому поводу даже произошла полемика.
- Это самый большой зал в Железнодорожном суде, - отметил милиционер в чине старшего прапорщика.
- Надо развиваться, - мрачно пошутил кто-то в ответ, вызвав такой же невеселый смех.
- Вот когда Дом правосудия будет - тогда легче станет.
- Дом-то будет, а вот правосудие? - тяжело вздохнула женщина на заднем ряду.
По настоянию одного из обвиняемых судье пришлось зачитывать приговор полностью, на что ушло больше часа. Хотя изначально ожидалось оглашение лишь резолютивной части. После слов "суд посчитал вину доказанной полностью" стало ясно, что байкеры покинут зал точно так же, как и пришли в него. То есть в наручниках и под конвоем.
Фабула события, легшего в основу уголовного дела, такова. 27 января этого года Вячеслав Тимановский вместе с супругой и компанией знакомых пришли отдохнуть в клубе "Ночных волков", который находится на бывшей овощебазе по переулку Строителей. После полуночи пьяного Тимановского увезла скорая помощь, забрав его за территорией клуба. Как станет известно позже, помимо ушибов и ссадин, молодой человек получил тяжелое повреждение правого глаза, зрение на который полностью утрачено.
В обстоятельствах причинения травмы версии сторон кардинально расходятся. Последняя "точка соприкосновения" - эпизод, когда Тимановский взобрался на скамью, чтобы сделать снимок компании. По версии обвиняемых, Вячеславу объяснили, что правилами клуба фотографировать внутри запрещено и попросили вести себя сдержаннее. По словам Тимановского, с этого мелкого инцидента разгорелся конфликт, в ходе которого сперва словесно оскорбили его супругу, а затем начали жестоко избивать самого.
Били будто бы дважды, лежачего - руками и ногами, пока он не потерял сознание. А, придя в себя, обнаружил, что его волокут по лестнице к выходу. После чего оставили лежать на снегу в майке с короткими рукавами…
Между тем обвиняемые рассказали, что конфликт происходил в большей степени между Тимановским и его супругой. Из-за неадекватного поведения их попросили уйти, но поскольку сильно пьяный Вячеслав был не в состоянии держаться на ногах, его пришлось вести. При этом потерпевший не единожды падал и ударялся лицом. Возможно, во время одного из таких падений и произошло травмирование…
Часть свидетелей подтвердили слова Вячеслава Тимановского, другие утверждали, что никакого избиения не было. Впрочем, показания последних, как и самих обвиняемых, суд оценил критически и признал недостоверными.
Несостоятельными названы и доводы о том, что травму потерпевший мог получить во время падения. При оглашении показаний врачей и специалистов прозвучали довольно образные ответы на вопрос: мог ли потерпевший получить травму в результате падения? "…Если только будет вертикально стоять сосулька и то, на нее надо попасть точно глазом", "…не мог, если только не упал глазом на конец черенка лопаты" - ответили эксперты.
Обвиняемые, по мнению суда, действовали согласованно, и каждый из них мог допускать наступление тяжких последствий. Мотивы преступления квалифицированны как хулиганские побуждения. При этом отягчающих обстоятельств суд не установил. В качестве смягчающих было признано наличие у двоих обвиняемых несовершеннолетних детей.
В итоге председатель гомельского мотоклуба "Ночные волки" Павел Канин, а также его товарищи Юрий Гулевич и Сергей Горбачев признаны виновными по п.7,9 ч.2 ст.147 УК РБ "Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения из хулиганских побуждений группой лиц".
Каждому из обвиняемых назначено по 6 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии усиленного режима. Это немногим меньше тех сроков, которые чуть ранее в прениях запросил государственный обвинитель. Предельный максимум, предусмотренный санкциями статьи, - 10 лет лишения свободы. Сроки наказания исчисляются с момента заключения под стражей. В СИЗО байкеры находятся с февраля.
Исковые же требования Вячеслав Тимановского удовлетворены частично. Из заявленных им 750 миллионов рублей суд постановил взыскать с обвиняемых в солидарном порядке 100 миллионов в качестве компенсации морального вреда. И еще 13 - в погашение расходов истца на оплату юридических услуг.
Обвиняемым предоставлен 10-дневный срок на добровольное возмещение иска. При этом, что касается Канина, арест, наложенный на здание клуба и принадлежащие ему мотоциклы "Harley-Davidson", сохраняется до исполнения приговора в части гражданского иска.
После того как судебное заседание было объявлено закрытым, некоторые присутствующие дали волю эмоциям. В адрес судьи прозвучали упреки в предвзятости, в потерпевшего полетели нелестные эпитеты. Милиционеры напряженно следили, чтобы не полетело что-нибудь физически осязаемое и твердое.
Впрочем, до эксцессов не дошло. На обвиняемых надели наручники и, выведя из клетки, повели к автозаку.
***
Защита в отличие от близких осужденных пока комментирует приговор скупо. Один из адвокатов отметил, что считает его незаконным, поскольку судебное следствие было проведено односторонне. Подробнее доводы будут изложены в кассационной жалобе, для составления которой у обвиняемых и адвокатов есть десять дней.
Между тем фамилия байкера, который именно выбил глаз потерпевшему, в суде так и не прозвучала. Считается, что это произошло в процессе избиения и сделано кем-то из троих.
Схожая ситуация наблюдается в расследуемом сейчас уголовном деле по факту избиения посетителя охранниками ТЦ "Корона" в Минске. Однако в том случае дело приостановлено. Поскольку следователи не смогли установить, кто именно причинил телесное повреждение потерпевшему...
Часть свидетелей подтвердили слова Вячеслава Тимановского, другие утверждали, что никакого избиения не было. Впрочем, показания последних, как и самих обвиняемых,...