Проект закона «Об альтернативной службе», на разработке которого много лет настаивала общественность и который вскоре будет рассматриваться депутатами, содержит лишь одно основание для отказа от срочной службы — религиозные убеждения. А что делать тем молодым людям, которые и в бога не верят, и оружие в руки брать не хотят?
Сколько будет длиться альтернативная служба?
30 месяцев для граждан без высшего образования и 20 месяцев для тех, у кого оно есть. На альтернативную службу могут направляться граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
Срок срочной службы, напомним, сейчас составляет от 6 (для выпускников военных кафедр) до 18 (для призывников без высшего образования) месяцев.
Кому позволят стать альтернативщиком?
Основанием для замены срочной воинской службы на альтернативную могут быть религиозные убеждения призывника, при которых принятие военной присяги, ношение, применение оружия становится невозможным.
Автоматического признания права на замену воинской службы альтернативной службой не предусматривается.
«Если поднимется личное дело и выяснится, что призывник, который теперь утверждает, что выступает против насилия, сам участвовал, например, в драке, то это говорит, что он лукавит», — пояснил председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Владимир Василенко.
Как будут проверять наличие религиозных убеждений?
Призывник должен изложить причины, побудившие его ходатайствовать о замене срочной службы на альтернативную, написать заявление и приложить к нему автобиографию, а также иные материалы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении.
При проверке ходатайства основную роль будут играть призывные комиссии, которые для проверки заявлений призывника смогут обращаться за консультациями и пояснениями к священнослужителям той конфессии, по канонам которой призывник не может брать оружие в руки.
Как отметил в комментарии для Naviny.by пресс-секретарь Белорусского экзархата протоиерей Сергий Лепин, в церковных канонах нет запрета служить в армии.
«Есть общие 10 заповедей, однако к каждой конкретной профессии есть свой подход, — сказал протоиерей Сергий Лепин. — Отказ от службы в армии, объяснение нежелания брать в руки оружие тем, что исповедуешь православие, невозможно. Не только православие, но и все традиционное христианство мотивируют людей на готовность в случае необходимости стать на защиту своего народа».
Вместе с тем собеседник Naviny.by подчеркнул, что Белорусская православная церковь не против альтернативной службы, а «против неверных отсылок на православное вероучение и злоупотребления им».
К слову, среди священнослужителей немало отслуживших. Те же, кто не служил, отметил отец Сергий, как правило, получали отсрочки на общих основаниях в связи с получением образования и рождением детей.
Между тем в Беларуси живут и представители религиозных течений, учения которых отрицательно относятся к участию адептов в войнах и военных действиях. Прежде всего, это баптисты, адвентисты седьмого дня и свидетели Иеговы. Готовы ли власти к тому, чтобы сотрудничать с ними, собирая доказательную базу, покажет время.
В любом случае то, что единственным мотивом для выбора альтернативной службы стали религиозные убеждения, можно расценить как дискриминацию по признаку веры, так как от возможности отказаться от срочной службы и пройти службу альтернативную полностью отрезана молодежь, придерживающаяся атеистических взглядов.
Проект закона в целом не соответствует современным тенденциям, отметила в комментарии для Naviny.byЕленаТонкачева, руководитель Центра правовой трансформации Lawtrend, который в течение нескольких лет занимался разработкой предложений по созданию в Беларуси системы альтернативной гражданской службы.
Как отметила Елена Тонкачева, во время работы над проектом закона казалось, что специалисты, вовлеченные в процесс, разделяют современный подход, суть которого в том, что человек имеет право выбора альтернативной гражданской службы на основании своих убеждений, что право это универсальное и не зависит от определенного вероисповедания или еще каких-то обстоятельств.
«И вот через полтора года закрытой работы, — отметила Елена Тонкачева, — общественности представили старую отжившую концепцию, которая не вписывается в современный контекст. Помимо оснований для выбора альтернативной службы, мы категорически не согласны с тем, что сроки ее значительно дольше, чем у воинской».
Елена Тонкачева выразила сожаление, что в депутатском корпусе не нашлось людей, которые бы проявляли искреннюю заинтересованность в развитии института альтернативной гражданской службы в Беларуси. Поэтому можно прогнозировать, что законопроект примут в существующем виде, без заметных дебатов — формально и быстро.
«Жаль, что общественности не удалось убедить военное лобби в том, что альтернативная гражданская служба не является наказанием, а есть почетная обязанность, — отметила Тонкачева. — Это прямой сводный выбор, который нельзя ограничивать узким коридором».
Отсылка к вероисповедованию — это «демонстрация неспособности к гуманитарному развитию», считает эксперт.
Где будут служить?
Альтернативщики будут получать ежемесячное денежное содержание в размере 150% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Начиная с 13-го месяца альтернативной службы содержание будет повышаться на 20% БПМ, а с 25-го месяца — на 40%.
Что касается сферы приложения усилий граждан, проходящих альтернативную службу, то из проекта закона создается впечатление, что такие граждане государством рассматриваются как дешевая и фактически бесправная рабочая сила.
В большинстве стран, практикующих альтернативную службу, молодые люди, ее избравшие, чаще всего на волонтерских началах работают в здравоохранении либо задействованы в социальных проектах, оказывая помощь больным, инвалидам, детям и т.д.
В Беларуси же проходящих альтернативную службу можно будет задействовать не только в организациях здравоохранения и социальной сферы, но и в жилищно-коммунальной сфере, сельском и лесном хозяйстве, на благоустройстве территорий, при строительстве и ремонте дорог и железнодорожных путей.
Планируется также, что молодые люди смогут проходить альтернативную службу в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
Как отметил в комментарии для Naviny.by координатор Офиса по правам людей с инвалидностью СергейДроздовский, помощь альтернативщиков может оказаться незаменимой там, где из-за маленьких зарплат и тяжелых условий труда тяжело найти сотрудника на ставку — в домах престарелых, интернатах, хосписах, где постоянно наблюдается дефицит обслуживающего персонала.
Правда, учитывая небогатый выбор оснований для замены срочной службы на альтернативную, число таких призывников будет небольшим. По прогнозу Министерства обороны, не более ста человек в год — примерно столько призывников ежегодно заявляют, что не будут принимать военную присягу.