Новые правила поступления в вузы и ссузы примут и обнародуют еще в этом месяце, а изменения не будут носить радикального характера. Об этом 11 марта на совещании по совершенствованию системы и работы по приему в учреждения высшего и среднего образования заявил Александр Лукашенко.
Будут, скорее всего, существенно снижены, либо вообще отменены, пороговые значения результатов централизованного тестирования.
Кроме того, глава государства поручил рассмотреть возможность открытия в школах профильных классов. Точнее, возвращения в школы профильного обучения, которое было ликвидировано в результате затеянной самим же Лукашенко реформы образования в 2008 году.
Он также поручил изыскать средства, чтобы уже с 1 сентября повысить зарплату учителям.
Но есть и не очень хорошие новости для будущих абитуриентов. Исходя из поручений Лукашенко, срок отработки по распределению, вероятно, будет увеличен.
Дословно. Какие поручения дал Лукашенко по итогам совещания:
— Никаких революций в организации приема не будет. То, что мы примем новые правила приема — это только улучшит ситуацию. Поэтому здесь страдать ни родителям, ни учащимся особо не надо.
Существующие подходы в целом оправдывают себя. Благодаря централизованному тестированию удалось искоренить коррупцию скандалы. Приемные кампании в наших вузах и ссузах стала одной из самых прогрессивных на территории СНГ. Действующие правила поддерживаются обществом. По данным соцопросов, они устраивают свыше 60% абитуриентов и их родителей. Люди боятся другого — кардинальных изменений правил за несколько месяцев до вступительной кампании. Мнение граждан — главное, чем мы должны руководствоваться при принятии решений.
Поручаю правительству, Администрации президента оперативно доработать проект указа об утверждении новых правил приема и принять его в марте и придать ему силу после опубликования.
Особое внимание нужно уделить выполнению планов целевого приема на остродефицитные специальности. Персональную ответственность за это несут министры и руководители местных органов власти, в подчинении которых находятся организации-заказчики кадров.
В этом году нам нужно исключить случаи недобора на нужные стране профессии. Поэтому Министерству образования следует пересмотреть подходы к формированию всяких там пороговых, нижних значений тестового балла. Разработайте такую схему, чтобы будущие математики или агрономы не оказывались за порогом вуза из-за оценок по непрофильному предмету.
Для закрепления молодых специалистов важно привлечь в вузы и ссузы людей, которые сделали осознанный профессиональный выбор. К сожалению, нынешняя школа не вполне справляется с подготовкой выпускников к решению этой важнейшей жизненной задачи.
В связи с этим я бы предложил Министерству образования рассмотреть вопрос о повышении эффективности ранней профориентации учащихся. В том числе надо заниматься и открытием специализированных или школ, или классов, позаботиться об использовании профильного обучения в старших классах средней школы. Разные здесь варианты. Главное, чтобы на самотек не пускали.
Правительству совместно с заинтересованными министерствами и местными властями нужно разработать комплексный подход к решению проблем закрепления молодых специалистов, особенно по остродефицитным специальностям. Ставку следует делать не только на увеличение сроков отработки по распределению и прочие административные меры, но и на повышение личной заинтересованности вчерашних выпускников в своем первом рабочем месте путем установления для них доплат, оказания помощи в решении жилищных вопросов, содействия в повышении квалификации, карьерном росте.
Финансовые средства и ресурсы для реализации этих мер необходимо изыскивать и на местах. Показатель закрепления молодых специалистов будет учитываться при оценке работы председателей исполкомов разных уровней и руководителей организаций.
Стране нужны квалифицированные рабочие кадры. Решая проблему набора в вузы, мы не должны оставить без абитуриентов училища, колледжи и техникумы. Минобру совместно со всеми заинтересованными необходимо комплексно рассмотреть вопрос об определении оптимальных цифр приема абитуриентов на все ступени профессионального образования — от профтехучилищ до вуза, с учетом перспективных потребностей страны в кадрах.
Мы говорили о том, что с увеличением нагрузки вырастет зарплата учителей. Поэтому обижать учителя нельзя. Они составляют одну из самых активных частей общества, главную опору власти на местах. Поэтому правительству, облисполкомам, Минскому горисполкому — изыскать возможности и существенно повысить заработную плату педагогам школ, начиная со следующего учебного года. Здесь нужно задействовать все имеющиеся резервы.