Не все музеи должны стремиться к самоокупаемости. Такое мнение высказали представители некоторых белорусских музеев на пресс-конференции 15 мая, сообщает БелаПАН.
По мнению директора Национального исторического музея Олега Рыжкова, в Беларуси бесплатными должны стать Музей Великой Отечественной войны и исторический музей, потому что "это больше идеологические учреждения, чем развлекательные".
"На данный момент поддержана концепция реконструкции исторического музея с присоединением к нему некоторых зданий, которые находятся рядом. Тогда это может быть высокорентабельный проект, т.е. там могут быть площади, которые бы зарабатывали деньги для всех остальных экспозиций. Но уравнять все музеи — абсолютно неправильно, и не нужно этого делать", — сказал он.
По словам Рыжкова, в 2012 году исторический музей "заработал 18% от бюджетного финансирования", а в 2013-м — 27%. "Но есть еще специфика музея. Мне кажется, что музей вообще может быть бесплатным, потому что у него определенная специфика, замки должны зарабатывать и быть на полном самообеспечении, потому что замковый комплекс — это что-то зрелищное", — пояснил он.
Директор Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Зинаида Комаровская считает, что целью музея не должна быть самоокупаемость и стремление к зарабатыванию денег. "Другое дело, что проекты интересные нужны и зарабатывать нужно, но это не должно быть самоцелью, — сказала она. — И мы немного неправильно воспитываем молодое поколение. Когда они приходят в музей и видят только шоу, они не понимают, для чего существуют музеи. Музеи не должны ни в коем случае подменять Дома культуры или развлекательные учреждения. Музей должен сохранять для будущих поколений то, что есть".
В свою очередь главный специалист управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Валентина Макарова подчеркнула, что у крупных музеев больше возможностей для заработка, чем у небольших. "У таких, как музей-заповедник Несвиж, замковый комплекс "Мир", даже у Национального художественного музея есть возможности, есть площади — открываются кафе, открываются какие-то интерактивные площадки. Естественно, они зарабатывают в разы больше других музеев, и эти заработки постоянно растут", — отметила она.