Правда, и ничего кроме правды. 21.by

Правда, и ничего кроме правды

02.07.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Спустя 70 лет после освобождения страны в Минске на проспекте Победителей открывается здание, где историей дышит каждый сантиметр. Его начали строить в 2010-м, сегодня музей истории Великой Отечественной войны принимает первых официальных гостей.

Делаем первые шаги по музею. Мелькают надписи с указанием событий, которые предшествовали трагедии начала 40-х годов. 1919-й — Версальский договор, тот же год — создание Лиги наций, 1923-й — мюнхенский путч… Версальский договор подвел итог Первой мировой войны. Но, к сожалению, оказался недолговечным, замечает сопровождающий нас Владимир Фалецкий, заведующий сектором научно-методической работы музея: фашизм поднимает голову в Италии и Германии, стремление к переделу мира становится руководством к действию. Австрия… Чехословакия... 22 июня 1941-го Германия напала на Советский Союз.

«Я крепость! Веду бой!» — слышится голос радиста сквозь дым у обожженных кирпичей. Инсталляция помогает воссоздать события первых дней войны. А совсем рядом, за стеклом, раcколотый стальной шлем, найденный в Брестской крепости. Здесь же фрагмент стены с выцарапанными словами: «Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умираем как герои». Еще несколько шагов и… почти натыкаемся на серый дот. Холодно от одного вида. В похожем сооружении 22 красноармейца вели непрерывный бой до полудня 24 июня.

В зале, посвященном оборонительным боям на территории нашей страны, с фотографии смотрят женщина с мужем. Сделан снимок в Западной Украине. Муж только вернулся с финской войны в отпуск… Едва успел побыть дома, опять — на фронт. С этой войны он уже не придет. Только спустя много лет благодаря поисковикам жена узнает, что сержант Сахно погиб в районе Слонима, на реке Щаре. В солдатском медальоне сохранится ее адрес. Но многие герои так и остались безымянными. Раздавленная танком фляжка с водой навсегда «срослась» с костью бойца. Сейчас она в центре одной из экспозиций музея.

Это лишь некоторые из более чем 8 тысяч экспозиционных материалов, представленных в новом здании музея. А в фондах его насчитывается более 143 тысяч материалов. Кстати, пополняются они постоянно. Например, в самом большом зале — «Дорога войны» — встречаем знаменитую полуторку (ГАЗ-АА). Ее руль еще помнит пальцы фронтовика Павла Михайлова. По завещанию ветерана машину передали в музей из деревни Беляны Витебской области, рассказывает Владимир Фалецкий.

На этой полуторке Михайлов доехал до Берлина. Участвовал в оборонительных боях 1941 года, воевал под Москвой. По льду Ладожского озера доставлял грузы в Ленинград, вывозил детей из кольца блокады. Командование после окончания войны, учитывая особенное отношение водителя к машине, подарило ее Михайлову. В родных Белянах фронтовик работал на ней в колхозе, потом перевозил односельчанам картофель, дрова. Снимали легендарную машину и в фильмах «Долгая дорога в дюнах», «В августе 44-го…».

Рядом с техникой — артиллерийские, минометные расчеты. Манекены в военной форме помогают лучше представить череду действий. Вот кто-то вглядывается в бинокль, кто-то наводит пушку. Поднимаешь голову — а над тобой советский истребитель И-16, его противник «Мессершмит-109». Здесь можно увидеть даже танковый бой. В реальном масштабе, потому как танки настоящие. Советский Т-34 сражается с немецким Т-3. Воссоздан один из первых танковых таранов у деревни Лапы Белостокской области, в котором участвовали три родных брата Кричевцовых.

Партизанской борьбе в обновленном музее посвящен целый зал. В стилизованной землянке располагается типография, напротив — своеобразный штаб, где за столом планируют очередную операцию, чуть поодаль — оружейная мастерская. Выходим из лагеря и упираемся в огромный разрушенный немецкий вагон. На события рельсовой войны — особый акцент. О ее этапах поведают экскурсоводы. На информационных экранах — сведения на трех языках (белорусском, русском и английском).

Рассказ о жизни оккупированной Белоруссии предваряет вывеска на немецком с указанием, где располагается комендатура. Журавль из сожженной деревни, колодец, в который сбрасывали детей... Деревянные колодки узника концлагеря… У сохранившихся свидетельств тех страшных лет поневоле замедляешь шаги.

Звучат колокола, раздаются крики на немецком и напуганные голоса убегающих женщин и детей. Усиливающийся шум самолетных двигателей, танков. В дыму — перевернутые коляски, корзинки с детскими игрушками, одинокая скрипка. Словно окунаешься в гущу событий рядом с диорамой, которая отражает происходившее у Заславля. Кстати, в музее две диорамы. Вторая («Минский котел») посвящена событиям в районе нынешнего Кургана Славы, где в 1944 году 105-тысячную фашистскую группировку окружили наши войска. Создавали диорамы в московской Студии военных художников имени М.Б. Грекова.

Музейное дело развивается вслед за новыми технологиями и отходит от привычного плоскостного изображения, простой констатации. Сегодня музейщики предлагают посетителю на несколько минут окунуться в атмосферу тех лет и прочувствовать далекие события. В каждом из десяти залов обновленного музея свои находки. В залах «Беларусь после освобождения» и «Наследники Великой Победы» представлена тематика, которая не раскрывалась в экспозиции в старом здании. Владимир Фалецкий работает в музее истории Великой Отечественной войны около 23 лет, но так и не может выделить какой-то один из экспонатов. Говорит, что здесь ему дорого все. Потому что это история. Она, как известно, не терпит изъятий. А вот изучать ее можно бесконечно, каждый раз открывая новые страницы испытаний и мужества своего народа.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Открывается здание, где историей дышит каждый сантиметр
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика