Под знаком белой стрелы. 21.by

Под знаком белой стрелы

03.07.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ОН СТАЛ одним из первых почетных граждан столицы, после войны служил в Белорусском военном округе, входил в состав ЦК КПБ. Именно Алексею Семеновичу предоставили право зажечь Вечный огонь у монумента на площади Победы. До конца жизни Алексей БУРДЕЙНЫЙ не порывал связи с республикой, принимал участие во многих торжествах, встречался с друзьями и соратниками, посещал воинские мемориалы. Чтить память погибших при освобождении Отечества однополчан было его святым долгом.

Направление главного удара

Алексей Семенович Бурдейный родился в украинском городе Житомир, который менее чем в трехстах километрах от границы с Беларусью. Окончил рабфак, затем Саратовское бронетанковое училище, а накануне войны — Военную академию механизации и моторизации РККА имени Сталина. С самого начала Великой Отечественной он на фронте. Участвовал в обороне Киева, а затем с группой бойцов 22 суток выходил к нашим.

Воевал под Ростовом и Воронежем в должности начальника штаба 24-го танкового корпуса. В декабре 1942 года корпус совершил легендарный рейд в тыл врага. Он ворвался в станицу Tацинская в излучине Дона и уничтожил один из важнейших аэродромов, с которых снабжалась окруженная группировка врага в Сталинграде. Приказом Верховного Главнокомандующего за боевые заслуги 24-й танковый корпус преобразован во 2-й гвардейский и удостоен почетного наименования «Тацинский». Полковник Бурдейный был назначен его командиром. Затем бои на Курской дуге, битва за Смоленск, звание генерал-майор танковых войск.

В середине июня 1944 года 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус передали в распоряжение командующего войсками 3-го Белорусского фронта генерал-полковника Ивана Черняховского. Вскоре соединение выдвинулось к автомагистрали Москва—Минск в сорока километрах от Орши. Определив направление главного удара, войска замерли в ожидании.

От Минска их отделяли менее двух сотен километров. Но каких! По пересеченным мелкими илистыми речками заболоченным лесам, по рыхлой песчаной почве. На продвижение по проселочным дорогам рассчитывать не приходилось — все были перекопаны глубокими рвами и перегорожены завалами деревьев. В качестве проводников на броню садились партизаны, показывая танкистам тайные, известные только им тропы. На помощь пришли и жители окрестных деревень, которые засыпали ямы, расчищали завалы, строили гати.

Оборонительные рубежи на подступах к белорусской столице враг организовал с немецкой педантичностью и тщательностью. Во-первых, здесь находился штаб группы армий «Центр». Во-вторых, сосредоточенным здесь силам гитлеровцев надлежало обеспечить возможность отвести значительно поредевшие во время боев в районе Березины и Днепра соединения 4-й армии вермахта. К Минску были стянуты остатки немецких частей трех пехотных, гренадерской, моторизованной и танковой дивизий. Окраины города опоясала мощная цепь инженерных оборонительных сооружений: доты, противотанковые рвы, минные поля, тщательно оборудованные позиции противотанковых батарей, танки и самоходки в капонирах.

Приказ «555»

Подавляя по мере продвижения отдельные очаги сопротивления, танкисты сокращали отделявшее их от белорусской столицы расстояние. На бортах многотонных громадин была нарисована белая стрела — опознавательный знак 2-го гвардейского Тацинского корпуса. Трудно представить, каких неимоверных усилий стоили тацинцам те двое суток непрерывных боев и марша по бездорожью.

В ночь на 3 июля в Минск выдвинулась разведгруппа из трех танков гвардии младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова, которой предстояло нащупать самый слабый участок в обороне противника.

На полном ходу взвод смял вражескую батарею противотанковых пушек, затем углубился в город на несколько километров. Не ожидавшие появления танков фашисты в смятении разбегались. В 2.30 Фроликов доложил по радио: «Нахожусь на северо-западной окраине Минска. Оборонительные позиции противника заняты не полностью. Продолжаю выполнять боевую задачу».

Генерал Бурдейный отдал кодированный приказ: «555». Это означало штурм.

С Алексеем Семеновичем Бурдейным мне довелось встречаться в Минске в 1984 году, в 40-ю годовщину освобождения республики. Острый, суровый взгляд из-под бровей, настоящая генеральская, несмотря на возраст, выправка. А еще память, которая сохранила многие, казалось бы, незначительные эпизоды тех незабываемых летних дней 1944-го. Жаль, что не все магнитофонные записи нашего интервью сохранились.

— Я занял наблюдательный пункт в районе обсерватории, — вспоминал Алексей Семенович Бурдейный. — С балкона хорошо видел, как вела бой 4-я гвардейская танковая бригада полковника Лосика. Севернее ее наступала 25-я гвардейская бригада полковника Булыгина, южнее — 26-я танковая бригада полковника Нестерова. Во второй половине дня Минск был полностью освобожден. Сразу же отправили радиограмму командующему 3-м Белорусским фронтом генералу армии Ивану Черняховскому: «Минск наш. Части корпуса продолжают преследовать противника».

А как встречали нас минчане в тот яркий солнечный день! Сколько радости было и слез! К одному из танков подошел седой старик. Трижды поцеловал след от гусеницы, потом взобрался на броню и сказал: «Я знал, я верил и вот вы пришли… Слава вам, родные мои сыночки!»

Вечный огонь памяти

В ходе Белорусской наступательной операции «Багратион» Тацинский корпус c боями прошел свыше тысячи километров. Алексею Семеновичу Бурдейному было присвоено звание Героя Советского Союза. Затем танкисты участвовали в Кенигсбергской наступательной операции, освобождали Восточную Пруссию. Там они встретили Победу.

Алексей Бурдейный после войны продолжал командовать корпусом, в июле 1945 года переформированном вo 2-ю гвардейскую Тацинскую танковую дивизию в Ленинградском военном округе. В 1949 году он с золотой медалью окончил Военную академию Генерального штаба, служил в Прикарпатском военном округе.

А в мае 1954 года судьба вновь забросила Алексея Семеновича в нашу республику. Как он признавался, «рад был этому неимоверно». В начале генерал — помощник командующего войсками Белорусского военного округа по танковому вооружению. С января 1958 года — начальник Управления боевой подготовки — заместитель командующего войсками округа, а с мая 1960-го — первый заместитель командующего войсками Белорусского военного округа. Избирался членом ЦК Коммунистической партии Беларуси.

Затем был отозван в распоряжение Министерства обороны СССР, а в отставку генерал-полковник Бурдейный вышел в 1970 году с должности представителя Главнокомандующего Объединенными Вооруженными силами государств — участников Варшавского договора в ГДР.

ЗА 20 лет встали из пепла новые города и села, фабрики, заводы-гиганты, выросло новое замечательное поколение людей… Шлю белорусскому народу горячие поздравления и пожелания новых успехов — в цехах заводов и фабрик, на полях колхозов и совхозов, в науке и технике, в искусстве и литературе — во всей многообразной радостной жизни».

А. БУРДЕЙНЫЙ, генерал-полковник, Герой Советского Союза»

Александр ШЕВКО, «СГ»

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ОН СТАЛ одним из первых почетных граждан столицы, после войны служил в Белорусском военном округе, входил в состав ЦК КПБ. Именно Алексею Семеновичу предоставили...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика