«Мне больше нравится слово «товарищ». 21.by

«Мне больше нравится слово «товарищ»

26.07.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ДЛЯ коллег, председательского корпуса АПК Гомельщины, да и наверняка всей республики, Григорий Куприянович ШПАКОВ — живая легенда. Многие из нынешних руководителей хозяйств, и не без основания, считают себя его учениками. Жизнь председателя единственного в регионе колхоза «50 лет Октября» Речицкого района — пример преданности родной земле.

РОД Шпаковых на речицкой земле имеет глубокие крестьянские корни. Еще в конце позапрошлого века дед Григория Куприяновича переселился из Добрушского района. Выкупили вместе с перебравшимися в одно время с ним односельчанами земли у местного помещика, стали рубить себе избы. Говорят, с тех поселенцев и начиналась деревня Новый Барсук.

У деда было девять детей. Из них (чем он особенно гордился) — восемь сыновей. Не знал отец, какая трудная доля им уготована, сколько горя придется хлебнуть и ему.  Все сыновья Григория Шпакова, в честь которого назвали будущего председателя колхоза, как только грянула война, ушли на фронт. Домой не вернулись шестеро… Война забрала у деда еще двоих внуков и внучку.

А в освобожденном Новом Барсуке крестьян вместо родных хат ждали остывшие пепелища. Оккупанты полностью сожгли деревню. Внукам и невесткам зимовать пришлось в землянке, которую выкопал дед Григорий. А по весне все вместе принялись за строительство дома. Наравне работали и восьмидесятилетний дед, и десятилетний внук.

— Забыть такое нельзя, — вспоминает Григорий Куприянович. — В той обстановке, когда рядом ходила смерть, такие качества, как совесть, самоотдача, взаимопомощь, очень хорошо проявлялись. Сразу было видно, кто рядом с тобой.

БУДУЩЕМУ председателю колхоза пришлось пережить все лишения. Рассказывает, что есть хотелось даже во сне. От непосильного труда болели руки, от усталости подкашивались ноги. Но нужно было помогать матери, которая выбивалась из сил, чтобы прокормить семью. Она работала в колхозе, и того, что получала за трудодни, едва хватало, чтобы не умереть с голоду.

После окончания семилетки Григорий Шпаков поступил в землеустроительный техникум. Пошел туда еще и потому, что там платили стипендию — целых 140 рублей, — и он за них не только сам жил, но иногда помогал и матери. Но важнее всего в те годы было выучиться, получить специальность и пойти на свой хлеб.

Однако закончить техникум не удалось — с третьего курса его призвали в армию.  Сначала направили в учебный отряд подводников, а оттуда на Черноморский флот. Четыре года пришлось служить на подводной лодке. Флотское дело он умудрился совместить с учебой в вечерней школе. Но поскольку боевые тренировки занимали много времени, школу удавалось посещать не чаще одного раза в неделю. До всего приходилось доходить своим умом и упорством, учиться по ночам, когда друзья спали. Экстерном сдал выпускные экзамены, и там же, в Севастополе, получил аттестат зрелости. Учеба в школе рабочей молодежи не помешала Григорию Шпакову стать отличником боевой и политической подготовки.

В 1956 году Совет Министров СССР принял решение о досрочном увольнении из армии ребят, имеющих среднее образование, чтобы они могли продолжить учебу в вузах. И тем же летом, даже не заезжая домой, старшина первой статьи Шпаков отправился в Белорусскую государственную сельхозакадемию. Он никогда не стоял перед выбором, кем быть. Его родители, деды и прадеды всю жизнь трудились на земле, и он был уверен, что должен продолжить их дело. Несмотря на огромный в те годы конкурс — 13 человек на место! — бывший подводник был зачислен на факультет механизации.

После окончания академии инженер-механик Григорий Шпаков был направлен в совхоз «Писаревщина» Мстиславского района. Однако буквально через год заболела мать, и ему волей-неволей пришлось возвращаться на свою малую родину.

В своем колхозе работы по специальности тогда не нашлось, и Григорий Куприянович пошел в сельскую среднюю школу, учил  деревенских ребят механизаторскому делу. Какое-то время пришлось поработать завучем по производственному обучению, но когда предложили должность главного инженера колхоза имени Фрунзе — долго не раздумывал.  Судьбоносным для Григория Куприяновича был 1969 год, когда на общем собрании его выбрали председателем колхоза «50 лет Октября». Хозяйство было бедным. На 3,5 тысячи гектаров земли приходилось всего 18 тракторов, 9 грузовых автомобилей и несколько почвообрабатывающих агрегатов. Все колхозное поголовье насчитывало около 1200 голов крупного рогатого скота. О высоких показателях говорить не приходилось. Урожайность зерновых культур в те годы едва переваливала за семь центнеров, а годовые надои от одной коровы — за тонну молока.

Всего несколько лет понадобилось Григорию Шпакову, чтобы ранее лежачее хозяйство не только прочно встало на ноги, но и начало уверенно развиваться. Лишь один факт: еще в 70-е годы прошлого века в «50 лет Октября» был построен крупный комплекс по выращиванию нетелей, их покупал почти весь Союз, что приносило хорошие прибыли.

Непростыми  для колхоза, как, впрочем, и для всей страны,  стали 90-е года прошлого века. Многие хозяйства резко сбросили численность поголовья крупного рогатого скота, но в колхозе, который возглавлял Григорий Шпаков, сделали все для того, чтобы и животноводство сохранить, и кадры не потерять. В дальнейшем это дало возможность колхозу жить достойно и обеспечить стабильное финансовое положение. Сейчас в «50 лет Октября» одна из самых высоких в области плотность скота на тысячу гектаров сельхозугодий.

ЗА ТЕ сорок шесть лет, что Григорий Куприянович у руля колхоза, хозяйство пять раз становилось победителем республиканского соревнования на уборке зерновых, неоднократно получало пальму первенства в области, заносилось на областную Доску почета. А труд руководителя отмечен орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», многочисленными почетными грамотами. Григорий Шпаков — заслуженный работник сельского хозяйства республики, почетный гражданин Речицкого района.

Сегодня колхоз «50 лет Октября» ежедневно продает государству 23 тонны молока. Причем 70 процентов — сортом «экстра». Среднегодовой удой от каждой коровы — 7175 килограммов.  Мяса производится свыше 900 тонн. А среднесуточный привес молодняка давно превысил 700 граммов. Зерна в прошлом году собрали 9 тысяч тонн. Почти по 60 центнеров хлеба получают с каждого гектара не очень богатой земли — 26,8 балла.

Машинно-тракторный парк колхоза «50 лет Октября» укомплектован  современной  сельскохозяйственной техникой — 32 трактора, 4 кормоуборочных и 8 зерноуборочных комбайнов, 13 грузовых автомобилей. Четыре года назад был построен новый комплекс на 600 голов дойного стада.  Для работников в колхозе ежегодно строится 6—7 домов служебного жилья, введена дифференцированная система оплаты труда.

Колхоз «50 лет Октября» — это вся жизнь Григория Шпакова. Ему, как и многим другим ветеранам хозяйства, дорога история, память обо всем, что было прожито и пережито за эти долгие годы. И менять ни название, ни форму собственности здесь не хотят.

— Ну что плохого в том, что у нас колхоз, а не СПК или КСУП? — недоумевает руководитель хозяйства. — В колхозе, чтобы снять председателя, надо собрать коллектив. И председатель думает: а что же скажут люди? Он живет и работает, прислушиваясь и опираясь на их мнение. Наш колхоз — памятник великой истории. А вообще, порядок не там, где начальник и подчиненные, а там, где единомышленники. Кстати, наш колхоз живет только за свои честно заработанные средства. Государственными дотациями не пользуемся. Зарплату выплачиваем день в день — 12 числа каждого месяца. И средняя заработная плата по колхозу составляет теперь шесть миллионов рублей, а в ближайшее время поднимется до семи.

Нашу беседу со Шпаковым прервал телефонный звонок. Выслушав человека, находившегося на другом конце провода, или точнее, мобильной связи, Григорий Куприянович ответил:

— Я не господин и никогда им не был. Мне больше нравится слово «товарищ».

И в этом ответе был весь он — Григорий Куприянович Шпаков. Председатель с большой буквы, выстраивающий свою жизнь по совести, по-человечески. Шпаков всегда видит на несколько ходов вперед и идет, ни на кого не оборачиваясь. Люди верят ему, и он не может их подвести.  Для него — это главное, что несет он через жизнь.

У ПРЕДСЕДАТЕЛЯ колхоза приемный день везде — в поле, на ферме, улице. Он никогда не пройдет мимо тех, с кем начинал когда-то работать и кто находится сейчас на заслуженном отдыхе. К ветеранам производства у Григория Куприяновича отношение особое. И если к нему пенсионеры обращаются за помощью, считает своим долгом выполнить их просьбу в первую очередь.

Нынешнего председателя  колхоза «50 лет Октября» можно смело назвать счастливым человеком. Он всегда живет с людьми и для людей. У него замечательные и успешные дети и внуки, от общения с ними у ветерана сельхозпроизводства прибавляется сил.

Григорий Куприянович и сегодня полон энтузиазма и идей. Он не представляет свою жизнь без колхоза:

— Просто надо быть хозяином на земле, — говорит в заключение Григорий Шпаков. — Успех и эффективность агропромышленного комплекса — в коллективизме при обязательной персональной ответственности. Это великая сила, но ею надо уметь пользоваться.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

Фото автора

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ДЛЯ коллег, председательского корпуса АПК Гомельщины, да и наверняка всей республики, Григорий Куприянович ШПАКОВ — живая легенда. Многие из нынешних...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика