Расплодившиеся в Беларуси коррупционеры стали угрозой национальной безопасности. Такой вывод можно сделать из обнародованной части выступления Александра Лукашенко на совещании, посвященном «совершенствованию законодательства по борьбе с коррупцией».
Первое, что сразу на себя обращает внимание — это до обидного малое количество коррупционных примеров, приведенных Александром Григорьевичем. Обычно глава государства грозных слов в адрес проштрафившихся чиновников не жалеет, называя их фамилии, должности и некоторые подробности их прегрешений.
На сей раз президент ограничился упоминанием лишь одного фигуранта.
«Я, к примеру, взял Жилина, но есть и другие факты», — отметил Лукашенко, упомянув бывшего главу «Белнефтехима», которому «никто не давал права за счет подчиненного себе предприятия квартиру содержать, иметь квартиру в Минске, жену обслуживать за счет государства».
О «других фактах» Александр Григорьевич ничего не сказал, ограничившись традиционной фразой: «Пощады не ждите!».
В то же время глава государство продемонстрировал здесь свое непостоянство. С одной стороны, его риторика изобилует угрозами наказывать за любую попытку «решить свои шкурные вопросы» без оглядки «на чины, звания и прежние заслуги правонарушителя».
С другой, как в случае с Жилиным и рядом других фигурантов уголовных дел, Лукашенко готов проявить милость государеву. «Это непозволительно, это ущерб. Но он был обсчитан, умножен на три. Заплатил — до свидания», — рассказал Александр Григорьевич о формуле ухода от уголовной ответственности.
Означает ли это, что укравший в колхозе мешок картошки работник после возврата хозяйству трех мешков из собственного погреба останется на свободе? Сомнительно.
Так что вольно или невольно, но президент наделил проворовавшихся чиновников специальной льготой, выделив высокопоставленного коррупционера из общей массы рядового уголовного элемента.
Коррупционеров обложат «качественными» законами
Второй момент. За последние годы в речах чиновников разного ранга особо подчеркивалось, что белорусское антикоррупционное законодательство соответствует мировому уровню. Чуть ли не самое лучшее. Оказалось, что не очень.
Принятые за последние двадцать лет законы были хороши для борьбы, как выражаются правоохранители, с отдельными коррупционными проявлениями отдельных нечистых на руку чиновников. Но не для противостояния коррупции как таковой.
В этом и парадокс: коррупционеров власть сажать научилась, а вот с коррупцией, точнее сказать — с причинами, ее питающими, бороться практически не начинала. На прошедшем совещании президент дал команду начинать.
Едва ли не впервые за все многочисленные антикоррупционные выступления Лукашенко заговорил об условиях, способствующих процветанию коррупции.
«Я полагаю, нам вполне под силу вытравить из отдельных умов жажду незаконной наживы и создать такие условия, которые заставят всякого любителя легких денег крепко задуматься: а стоит ли овчинка выделки?» — сказал глава государства. А далее прозвучал перечень направлений, которые еще предстоит законодательно оформить.
Непонятно только, что мешало обратить внимание на «условия» раньше и обложить коррупционных волков флажками по примеру стран, добившихся определенных успехов…
Итак, речь зашла, как выразился Лукашенко, о «качественном правовом» обеспечении формирования национальной системы борьбы с коррупцией. (У ныне действующей, видимо, «плохое качество»). Для этого предлагается учесть отечественные наработки и лучшие международные практики.
В частности, предлагается ввести механизм более детального контроля за доходами и имуществом должностных лиц, занимающих ответственное положение, и их родственников.
«Народ должен знать, как живут чиновники и их родственники, откуда деньги и собственность у этих людей. Это, по-моему, нормальная международная практика», — подчеркнул президент.
Практика действительно нормальная, но в данном случае по-белорусски пока выглядит половинчатой. Отечественное чиновничество и так обязано подавать ежегодные декларации о доходах. Более того, при назначении на высшие государственные должности материальное положение кандидата проверяет Совет безопасности. Правда, случай с бывшим первым заместителем лесного хозяйства Федором Лисицей свидетельствует о, мягко говоря, недобросовестности проверяющих.
Совсем иное дело, если в обновленном антикоррупционном законодательстве появится новелла, обязывающая чиновника отчитываться о расходах. Вот тогда это и будет «нормальная международная практика», которая вполне увязывается с изъятием излишков, о которых сказал Лукашенко: «Если обнаружили, что чиновник живет не по доходам, значит, та часть имущества, которая добыта неправедным путем, подлежит изъятию».
Предлагаемые в антикоррупционном пакете ограничение права на пенсионное обеспечение «спалившихся» на коррупции госслужащих и военнослужащих и запрет на прием на госслужбу лиц, совершивших преступления определенной категории, отчасти существует и сегодня. Правда, детально эти нюансы не расписаны. Но и они могут стать исключением из правил. Достаточно вспомнить историю с посадкой и помилованием экс-главы того же «Белнефтехима» Александра Боровского.
Напомним, Боровского признали виновным в злоупотреблении служебными полномочиями, из личной заинтересованности повлекшим причинение существенного вреда государству. Осудили его в марте 2008 года на 5 лет, а также на 3 года лишили права занимать руководящие должности в государственных организациях и предприятиях. Иск в отношении Боровского на сумму 3,5 млрд. рублей суд оставил без удовлетворения. В конце декабря 2008 года Боровский был помилован, а через год с согласия Александр Лукашенко бывший «пораженный в правах» зэк стал генеральным директором ПО «БелавтоМАЗ». Кому как повезет…
Если друг оказался вдруг…
На совещании президент поручил подготовить единый нормативно-правовой акт по борьбе с коррупцией и обязал опубликовать его в СМИ. Так сказать, для всенародного обсуждения и сбора предложений. Хотя, на взгляд журналиста, гораздо интереснее было бы почитать новый «обширный антикоррупционный доклад», который Лукашенко весной поручил подготовить Администрации президента. Возможно, он и стал импульсом для нового витка старой заезженной пластинки.
Из всего сказанного и запланированного властью в деле борьбы с коррупцией понятно лишь одно: стратегии системного устранения причин коррупции в Беларуси пока нет. Она все еще в чернильнице.
До тех пор пока, как отмечают эксперты, бороться будут с коррупционерами, а не с коррупцией как явлением, эта борьба будет носить характер сражения с мифологической гидрой, у которой постоянно вырастают новые головы. Об этом Лукашенко сам говорил еще двадцать лет назад.
Что касается разработки неких правовых новел, с учетом, как сказал президент, «международных практик», то в условиях белорусского режима сомнительно, что их в полной мере возможно реализовать.
На чей опыт ни посмотри — Дания, Сингапур, Финляндия, Швеция и прочие страны с самым низким уровнем коррупции, то в их историях все начиналось с политических и экономических реформ. В Беларуси пока таковыми и не пахнет.
А может, нам походит «рецепт» Китая, где коррупционеров к стенке ставят? Или того же Сингапура, страны, как считается, победившей коррупцию без массовых расстрелов чиновников и даже без особо жестких репрессий?
Говорят, когда первому премьер-министру Сингапура Ли Куан Ю, благодаря которому страна из беднейших превратилась в одну из богатейших, задали вопрос о методах, с помощью которых ему удалось побороть коррупцию, он ответил: «Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».
Хорошо, когда есть такие «друзья». Есть ли они у Лукашенко?