Сначала у собственников намеревались отобрать приватизированное жилье, предоставив взамен арендное по коммерческим ценам. Но совсем недавно ситуация изменилась. И все же некоторым жильцам дома №4 по ул. МОПРа с центром города придется распрощаться.
Кто строил, пусть тот и ремонтирует?
Горисполком созвал жильцов шести признанных аварийно-опасными квартир на собрание 22 сентября. Корреспондент "БГ" отправилась на МОПРа, 4 за час до назначенного времени, чтобы встретиться с людьми и прояснить складывающуюся ситуацию.
"Наш дом 1969 года постройки, мы в том же году и заселились, - рассказала Зоя Александровна. - Ни разу за все эти годы в доме не было капремонта. Только в прошлом году, наконец-то, мы выпросили, чтобы крышу перекрыли. У нас вся разводка идет под полом по первому этажу. Трубы регулярно рвутся и текут, они, видимо, давно уже проржавели. Я живу на третьем этаже, как только шел дождь, в квартире по стенам бежала вода. Пока мы не вставили евроокна, в ответ на жалобы мне говорили: давайте мы вам пеной монтажной рамы запеним".
"Некоторое время назад нам прислали письмо, где сказано, если мы не согласимся на отселение, то, возможно, дом поставят на капремонт на 2020 год, - продолжила тему жилец первого этажа Елена Петровна. - В паспорте нашего дома указан срок капитального ремонта - 2008-й. Сначала, когда никого еще и не думали выселять, коммунальщики, просрочив его, говорили, дескать, ремонт начнется в 2009-м. Проходил названный срок, они обещали его уже в 2010 году и так далее. Вот так и тянули эту волынку, несмотря на то, что у жильцов первого этажа полы проваливались. Сейчас нас собираются выселять куда-то и еще непонятно, в какие квартиры. Нам сказали, что из БТИ к нам придут, чтобы оценить жилье. Звонила недавно по объявлению, так двухкомнатная квартира на Востоке такая же, как моя, 65 тысяч стоит. И это только коробка..."
"Когда-то "Мостоотряд" со своего баланса передал наш дом городу, - пояснила Жанна Осташенок. - Когда мы обращались по поводу капремонта, нам не раз говорили, кто строил ваш дом, тот пусть и ремонтом его занимается. Я поменяла окна 6 лет назад, но деревянные пакеты снова сгнили. Ведь на них сверху лилась вода".
Срок обрушения определить невозможно
Сергей Семенов принес с собой все полученные в переписке с горисполкомом ответы и другие документы, касающиеся квартир первого этажа.
"Вот акт, по которому эти квартиры признаны непригодными для проживания, - разбирал кипу бумаг Сергей Евгеньевич. - А вот письмо, в котором горисполком сообщает нам, что наше жилье признано аварийно-опасным и несоответствующим санитарно-техническим требованиям. Мол, за него собственнику выплачивается денежная компенсация в размере рыночной стоимости данного жилого помещения. При беседе с адвокатом нами было выяснено, что такая остаточная сумма может быть лишь порядка 15 - 20 тыс. долларов. Никого не волнует, что за такие деньги сейчас жильяе не купишь. Нам сказано, что после проведения рыночной оценки квартиры будет принято решение горисполкома о выплате денежной компенсации и предоставлении нам жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда на условиях договора найма. То есть мы, собственники квартир, перейдем, по сути, в общежитие. Платили здесь всю жизнь, но капремонта так и не дождались. Теперь будем платить там, но уже куда больше".
Он пояснил, что в акте экспертизы указано, что без проведения комплекса ремонтно-восстановительных работ, реконструкции строительных конструкций здания в целом и помещений первого этажа дальнейшая нормальная эксплуатация дома запрещается. Здесь же упомянуто, что игнорирование требований и рекомендаций данного заключения, невыполнение ремонтных работ в дальнейшем приведет к обрушению частей здания. Но, дескать, прогнозируемый срок обрушения конструкций определить технически невозможно.
На пути из собственников в наниматели
"Значит, в один не очень прекрасный момент мы можем просто-напросто уйти под землю?! - не скрывал возмущения Сергей Семенов. - Комиссия, выдавшая экспертное заключение, рекомендует жилищно-эксплуатационной службе провести капитальный ремонт. В данном же случае пошли по наименьшему пути сопротивления: хотят нас из наших приватизированных квартир выселить в жилье по найму и дать небольшую компенсацию. Люди прожили в этом доме по 40 с лишним лет, вносили все платежи, в том числе и за капремонт, а теперь нас оставляют ни с чем. Ведь жилье по найму - это значит, что за его аренду придется платить больше миллиона плюс коммунальные услуги. Ладно, если человек работает, а как быть пенсионерам? За что им жить, отдав пенсию на оплату жилья? Слушать нас никто не хочет, все ссылаются на указ президента".
"Есть такой законодательный акт, который позволяет при отселении из находящегося в собственности аварийного жилья предоставлять взамен коммерческое?" - поинтересовалась корреспондент "БГ".
"Да, есть, но в силу этот указ вступил 1 апреля текущего года, а акт по первому этажу нашего дома датирован 26 марта, - уточнил Сергей Евгеньевич. - То есть то решение проблемы, которое нам предлагается горисполкомом, полностью противоречит законодательству. Был на приеме у зампреда горисполкома Бесько, задал вопрос, почему же нам не выделили для переселения вторичное жилье в центре. Ведь рекомендовано поступать именно так. И услышал в ответ: свободного жилья вторичного фонда в городе нет. Хотя мне досконально известно, что оно есть. Но это жилье, насколько знаю, ремонтируется и продается по коммерческим ценам, а не выделяется людям, которые в этом нуждаются. Выяснился и еще один интересный нюанс. К примеру, у меня трехкомнатная квартира, но мне было сказано: знаете, у нас трехкомнатных в наличии только две и они уже отданы многодетным семьям. Получается, я поставлен перед фактом, что моей семье придется переселяться в двухкомнатную?"
"У меня в квартиру крысы лезут…"
"В марте этого года вдруг буквально в течение недели проводятся сразу две экспертизы, и тут же назначается заседание горисполкома, - дополняя друг друга, восстанавливали люди события недавнего прошлого. - Акты к нам пришли подписывать в 9 часов вечера, видимо, чтобы быстрее их передать в горисполком. Таким образом, наш первый этаж признали аварийным и непригодным для жилья. Нет, не весь дом, а только один этаж и то не полностью. Получается, первый этаж аварийный, а другие, со второго по пятый, вполне себе добротные. Как будто при обрушении дома, которое, по заключению экспертизы, вполне реально, если не проведут капремонт, пострадает только первый этаж, а на остальных оно никак не скажется".
В беседе с корреспондентом горожане отметили, что трубы под полом рвались неоднократно, поэтому столбики, которые держат лаги, подмыло. По их мнению, все дошло до такого состояния по вине городских жилищно-коммунальных служб. "Жилье… Да там все уже в таком состоянии, что я запросто могу руку засунуть в квартиру к соседке", - с горечью добавил Сергей Семенов. "А у меня вообще крысы в квартиру лезут, видимо, из ближнего магазина, - подхватила нить разговора Екатерина Николаевна из квартиры №17. - И крысы, и мокрицы, и здоровенные тараканы… Как подохнет крыса под полом, вонь стоит неописуемая".
"Расстояние между полом и землей около метра и крысы у нас гуляют, ну просто как у себя дома, - поддержал ее Сергей Евгеньевич. - Слышно, как они пищат там, дерутся. Дошло до того, что ребенок спал, а его за ухо укусила крыса".
"Без капремонта и у нас полы провалятся"
Татьяна Ивановна живет на первом этаже последнего подъезда дома №4. От других он отделен аркой.
"Нас переселение не коснется, но в нашем подъезде точно так же немало проблем, - рассказала женщина. - Его построили позже, чем остальные. Живем мы здесь с 1974 года, фактически с самого начала в подвале стоит вода, бывает, что и по колено. Даже в сапогах пройти проблематично. Сразу после заселения было просто сыро, мне в квартире постелили еще один пол, потому что краска на нем постоянно вздувалась. Со временем ситуация только ухудшалась. В подвале не только вода, но и насекомые, и даже дохлые коты. Вызывали санэпидстанцию, после этого там проделали вентиляционные отверстия. И на этом все закончилось. Заходишь в подъезд, а там вонь неимоверная, ну а как же иначе, ведь в подвале фекалии плавают. А коммунальщики говорят, мол, трубы менять - это дорого. Воду откачали, что-то там почистили, неделю вроде нормально. Мы все в ЖЭС №3 ходили, но никаких мер не принимается, мол, наших отчислений им не хватает ни на что. Сейчас у нас подъезд постоянно открыт, потому что дверь деформировалась и не закрывается. А вот подвал закрыт коммунальщиками на ключ. Стоит ли там вода, посмотреть невозможно, но сейчас того отвратительного запаха нет. У нас ситуация лучше по сравнению с остальными подъездами, по крайней мере, полы в квартирах еще не разрушены. Но если капремонта не будет, то и у нас полы провалятся".
Неожиданный поворот
На встречу с жильцами дома пришел начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства горисполкома Сергей Лущик.
Сергей Лущик пояснил: если площадь квартиры окажется больше, чем жилье вторичного фонда, то придется переезжать из центра города на Вульку
"Все вы знаете, что в марте принято решение о признании отдельных квартир аварийными, и моему отделу поручено подготовить документы по вашему отселению, - сказал он. - Всем собственникам были отправлены письма, что отселение будет производиться, исходя из указа президента №563, вступившего в силу с 1 апреля текущего года. Но буквально на позапрошлой неделе к нам пришли разъяснения Министерства ЖКХ, где сказано: если жилые помещения признаны непригодными для проживания до 1 апреля 2014 года, то отселение нужно проводить в рамках предшествующего указа. То есть владельцам квартир мы будем предлагать жилые помещения в собственность. В вашем случае нужно будет только заплатить за оформление в БТИ документов. Это примерно 600 тысяч рублей".
Оказалось, одна из квартир будущих переселенцев находится в стадии приватизации. Ее жильцов взбудоражила весть о том, что ко времени выделения нового жилья, стоимость старого необходимо будет оплатить полностью. Но Сергей Лущик разъяснил, что им нужно будет обратиться в горисполком, чтобы отдельным решением получить разрешение на оплату в рассрочку.
"На сегодняшний день введен в эксплуатацию новый панельный дом по улице Рябиновой, 7, это Вулька, - продолжил Сергей Лущик. - Вот там и зарезервированы для вас квартиры. Но если отдельные граждане будут настаивать на центре города, то имеются и квартиры вторичного жилищного фонда, например, на Наганова, 22, бульваре Космонавтов, 120 и 88, на Гоголя, 59. Однако по законодательству мы должны предоставить вам жилье не менее занимаемой ранее площади. Даже если не хватит пары метров, придется переезжать на улицу Рябиновую. До 2012 года можно было дать по согласию жильцов квартиру меньше. Сейчас есть разъяснения госкомитета по имуществу, что БТИ не может регистрировать подобные сделки. Когда закончится процесс отселения, ваши квартиры будут переведены в разряд нежилых помещений и город продаст их на аукционе. Собственник подготовит их для тех целей, которые определит отдел архитектуры горисполкома".
"Когда в доме будет капремонт?" - интересуется Екатерина Николаевна у чиновника, но вопрос остается без ответа.
"А может, лучше сделать капремонт дома? - спросили собравшиеся. - Не хочется отселяться на окраину. Наш дом разрушается. Когда его поставят на капремонт?"
Чиновник ответил, что эти вопросы не в его компетенции, и оставил их без ответа.
Справка
Пункт 4 Указа президента РБ от 16 декабря 2013 года №563 "О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений":
"Если гражданину принадлежит на праве собственности жилое помещение, находящееся в многоквартирном или блокированном жилом доме, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания либо аварийным или грозящим обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма, по решению местного исполнительного и распорядительного органа в течение одного года этому гражданину предоставляется жилое помещение типовых потребительских качеств, не уступающее по благоустройству и по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда. За принадлежащее на праве собственности жилое помещение, признанное не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и непригодным для проживания, собственнику выплачивается денежная компенсация в размере рыночной стоимости данного жилого помещения, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Видео: Сергей Петрухин
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.