Многие белорусские предприятия в преддверии нового года заказывают корпоративные календари. В прошлые годы некоторые из них использовали для календарей эротические фото своих сотрудниц. И хотя такой ход широко распространен и уже не вызывает взрывного интереса, Белорусский металлургический завод, к примеру, и дальше намерен фотографировать своих работниц для корпоративной продукции.
БМЗ: мы хотели сломать гендерные стереотипы
По словам пресс-секретаря БМЗ Александра Олесика, предприятие принципиально не привлекает профессиональных моделей для корпоративной фотосессии:
«Каждый год мы объявляем конкурс среди наших сотрудниц. Специальная комиссия и фотограф просматривают заявки и фото и отбирают 12 лучших».
В последующие годы образы сотрудниц были более сдержанными.
По словам пресс-секретаря, для календаря 2015 года девушек снимали уже в платьях. «Изначально мы ставили задачу сломать стереотип, что в металлургии работают только мужчины. Ведь 25% наших сотрудниц — женщины».
На вопрос, почему бы не показать сотрудниц в реальных условиях работы, Александр Олесик объясняет, что еще одна задача таких календарей — эстетически превознести женщину.
Представитель БМЗ утверждает, что участие в фотосессии добровольное. И 99% сотрудниц довольны таким опытом.
«Мы приглашаем стилистов, визажистов, профессиональных моделей и фотографов, которые учат наших женщин, как правильно смотреть на камеру, делать макияж. Некоторые участницы подают заявки и на следующий год».
Календари распространяются среди партнеров БМЗ, большинство из которых мужчины, а также на профессиональных выставках и семинарах.
Главный принцип — «мужчинам нравится»
Много шума наделали и календари IT-компании Gurtam. Здесь также решили не привлекать профессиональных моделей, а использовать обнаженные фото своих сотрудниц.
«Создавая этот календарь, мы принципиально решили не пользоваться услугами профессиональных моделей, а разрушить стереотипы, например, о внешности людей, работающих в IT компаниях, — отмечал один из авторов идеи Александр Кувшинов. — Девушки, которые фотографировались для нашего календаря, не использовали ни макияж, ни фотошоп, и посмотрите, сколько в них красоты и сексуальности».
Из анонса корпоративного календаря-2014: «Какие люди составляют основную «аудиторию» Gurtam? Программисты и сисадмины, менеджеры и маркетологи, инженеры и водители. Что всех их объединяет? В основной своей массе — это мужчины. А какие две самые главные мужские страсти? Конечно, женщины и автомобили. Представьте, что вы ведете машину. Как вы держите руль? Легонько касаясь его пальцами на гладкой поверхности трассы или крепко сжимая его при резких маневрах? А теперь представьте, что вы касаетесь женщины… Похожая история, не правда ли?»
Руководитель отдела маркетинга Катерина Малицкая говорит, что никого из сотрудниц к съемкам не принуждали: «Те, кто посчитал, что это аморально, просто не принимали участие в фотосессии. Но у нас больше, чем 12 девушек в коллективе, поэтому мы без проблем нашли желающих».
По словам специалиста, календари подарили сотрудникам компании, а также раздавали на съезде дилерской сети и на отраслевой выставке.
«У нас не было идеи взорвать байнет, используя провокационные снимки, — продолжает руководитель отдела маркетинга. — Если не рассматривать этот календарь уж очень серьезно, там нет никакой крамолы. Те, кто принял участие в фотосессии, не пожалели. Девушки почувствовали себя настоящими моделями».
У Gurtam уже готов календарь на 2015 год. И хотя на этот раз раздевать сотрудниц не пришлось, «женская» тематика по-прежнему присутствует. Вернее, стереотипы о женщинах.
«В этом году нам хотелось не только удержать высокую планку, но и сделать что-то принципиально новое, — рассказывает Катерина Малицкая. — В качестве идеи мы выбрали извечный вопрос людских пороков и добродетелей, транслировав его на сферу телематики. Пороки и женщины — понятия неразделимые, поэтому думать над главными героями нам долго не пришлось, особенно учитывая преимущественно мужской контингент наших партнеров и клиентов».
В корпоративном блоге, где анонсируется выход нового календаря, отмечается: «Не привлекают пряники, хочется кнута? Наших грешниц есть, чему поучить. В этом году мы сделали не просто кучку красивых картинок, на которые можно «залипать» бесконечно. Нет, эта опция, безусловно, осталась и в новом календаре, не волнуйтесь. Но теперь каждый месяц, глядя на очередную «грешницу», вы будете вспоминать о том, что такое хорошо и что такое плохо».
Сексуальное тело важнее профессиональных качеств?
«Фото сотрудниц на календарях свидетельствует о том, что их внешние характеристики воспринимают больше, чем профессиональные», — считает член Национального совета по гендерной политике Ирина Альховка.
По мнению эксперта по гендерным вопросам Ирины Соломатиной, использование сексуальных образов сотрудниц является дискриминацией.
«Когда видишь такие календари, возникает вопрос, что продает предприятие: металл, технологии или эротику? Если БМЗ хочет показать, что у них работают женщины, зачем ставить фото девушек в полуобнаженном виде? Они что, в офис или цех полуголые приходят? Все это демонстрирует гендерную слепоту работодателя».
По словам эксперта, невозможно себе представить, чтобы в Европе серьезная компания использовала эротические фото своих сотрудников. «Однозначно, у такого предприятия были бы проблемы, — считает Соломатина. — У нас же пока нет ни эффективного закона, который мог бы пресекать такую дискриминацию, ни чувства меры».
Рекламист Юлия Ляшкевич считает, что с одной стороны стоит вопрос об эксплуатации женского тела, а с другой — свобода женщины распоряжаться своим телом:
«Если сотрудниц предприятий никто не обязывал сниматься обнаженными для корпоративного календаря, не вижу никаких проблем с точки зрения этики. Какая разница, показала ли фирма тело специалиста или придумала календарь «12 лучших идей наших работников»? И то, и другое является использованием сотрудников».