Трехлетний Саша бежал с маникюрными ножницами, не вписался в дверной проем, врезался в стену. Ножницы вонзились ему в грудь и проникли в сердце. Мальчику чудом и благодаря своевременной помощи удалось выжить.
Саша — младший ребенок в семье Бальцюкевичей из деревни Пашковичи Вороновского района Гродненской области, у него есть еще четыре сестры. В тот день, когда с ним случилось несчастье, дома были только дети. Их мама Наталья Бальцюкевич поехала к мужу, у которого в поле случилась поломка.
Когда Саша поранил себя, старшая дочь 15-летняя Диана на руках отнесла его в дом соседки — фельдшера Любови Михальчик. Дочь и фельдшер первые, кому говорит спасибо Наталья за спасение сына.
Любовь Михальчик со своим сыном отвезла на машине мальчика в больницу поселка Радунь, оттуда скорая доставила его в Вороново.
«Мы с мужем догнали скорую на машине, — рассказала Наталья Бальцюкевич корреспонденту Naviny.by, — и на минутку увидели Сашу, когда его завозили в больницу. Было очень страшно. Большое спасибо за спасение нашего сына врачам и лично заведующему кафедрой детской хирургии Гродненского медицинского университета Виктору Ковальчуку, который делал операцию».
Виктор Ковальчук был в Вороново через пару часов после звонка коллег.
Как рассказал врач корреспонденту Naviny.by, когда он ехал к больному, то не представлял масштабов повреждения и не мог оценить степень риска. А если бы представлял, то, скорее всего, счел бы необходимым обратиться за помощью к коллегам-кардиохирургам. Однако в этом случае у мальчика оставалось бы все меньше времени. Остановка сердца могла случиться в любую минуту.
В бригаде был также врач-анестезиолог Гродненской областной больницы Андрей Вильчук, а также анестезиологи Вороновской больницы.
«Таких операций, — рассказал Виктор Ковальчук, — не делают в экстренной хирургии. Они проводятся только в плановой с нормальным доступом, с составлением плана операции. Я подобных ранений сердца не помню, публикаций о подобных операциях не встречал. Когда увидел мальчика и то, как ножницы вибрировали в ритме сердечных сокращений, понял, что они находятся в миокарде. Дороги назад не было: у ребенка начали появляться признаки нарушения сердечного ритма».
Как выяснилось в ходе операции, ножницы были воткнуты в мышечную стенку правого желудочка сердца. Из перикарда удалили около 20 мл крови.
Нестандартность ситуации была еще и в том, что операцию надо было делать вдали от учреждения, позволяющего оказать специализированную помощь при ранении сердца. По словам главного внештатного специалиста Минздрава по детской хирургии Василия Аверина, за последние 20 лет подобного случая в стране не было.
Хирург Виктор Ковальчук оказался перед дилеммой: идти на риск и делать операцию без соответствующих условий — либо везти ребенка в областное учреждение (за 130 км) с большой вероятностью неблагоприятного исхода.
Операция прошла успешно. Уже через двое суток Сашу перевезли из Вороново в Гродненскую областную больницу, где в отделении реанимации он находился еще семь дней. 2 декабря — на 16-е сутки с момента получения травмы — выписали.
Прогноз для мальчика очень хороший. «И он, и родители забудут о травме», — считает Виктор Ковальчук.
Пока же семья Бальцюкевичей все очень хорошо помнит и не устает повторять слова благодарности врачам. А вот Саша, рассказала Наталья Бальцюкевич, чувствует себя так, как и до операции: «Ест, бегает, хорошо спит, как будто ничего не произошло. Правда, говорит, что ножницы в руки брать не будет».
Виктор Ковальчук рассказал еще об одном схожем случае. Совсем недавно 15-летний мальчик из Гродно упал на нож — это можно сравнить с ударом ножом в сердце. Ему была проведена операция. Правоохранительные органы проводят разбирательство по поводу того, как мог произойти этот несчастный случай.
«В старшем возрасте, — добавил Виктор Ковальчук, — дети должны знать правила безопасности при использовании потенциально опасных предметов».
Нередко дети становятся жертвами не только собственной неосторожности, но и родительской беспечности.
Недавно в Гродненскую областную больницу попал ребенок с ожогом пищевода, причиной которого стал элемент питания, который находился там в течение полутора месяцев: «Батарейка прожгла всю стенку пищевода, появилась его непроходимость. Мы извлекли из пищевода грудного ребенка пригоршню семечек, орехов, которыми его кормила старшая сестра».
«В большинстве случаев, когда маленькие дети страдают от травм — это недосмотр взрослых», — подчеркнул Виктор Ковальчук.