Что происходит с раздельным мусором из цветных контейнеров. TUT.BY отследил путь бутылки от дома до свалки. 21.by

Что происходит с раздельным мусором из цветных контейнеров. TUT.BY отследил путь бутылки от дома до свалки

02.03.2015 08:50 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Собирать мусор раздельно многим минчанам, кажется, невмоготу. Содержимое желтых контейнеров для пластика порой ничем не отличается от отходов в ящиках для смешанного мусора: там можно найти матрацы, использованные памперсы и даже кирпичи. Те, кто все-таки собирает мусор раздельно, задаются вопросом: не делают ли они это зря? Вдруг его забирает та же машина, что до этого грузила смешанные отходы?




Чтобы проверить, что значит раздельный сбор мусора по-белорусски, корреспонденты TUT.BY прошли путем выброшенной ПЭТ-бутылки от дома до тюка на полигоне Тростенецкий.


Кто эти люди, которые собирают мусор раздельно

Юлия Хватик, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин факультета права БГЭУ, собирает дома мусор раздельно.


Разделением мусора в Беларуси занимаются с 2002 года. Минчанка Юлия Хватик собирает мусор раздельно уже четвертый год. Следуя ее примеру, сортировать отходы начали и племянники из Мозыря

– Мне всегда было жалко природу и хотелось о ней позаботиться, – рассказывает она, сидя в гостиной квартиры, в которую осенью переехала вместе с мужем и сыном Мишей. На балконе у Юлии лежит пакет со стеклянными баночками от детского питания, в прихожей стоит сумка с бумагой, а на кухне – со спрессованными вручную ПЭТ-бутылками, от которых продуманно открутили крышечки.

Но дело не только в мировоззрении Юлии, хороший пример ей показала подруга, которая вышла замуж за немца и живет в городе Линдау в Германии. В 2010 году девушке удалось там погостить. Одно из самых больших впечатлений, которое она привезла в Беларусь, – в доме подруги мусор собирают в пять ведер. Одно из них предназначено для бумаги, второе – для пластика, третье – для биологических отходов, например, огрызков или очистков, четвертое – для стекла, а пятое – для мусора из металла. На улице также стоят пять контейнеров, куда можно это все выбросить. Притом что в магазинах принимают ПЭТ-бутылки и тетраупаковки от соков, возвращая людям стоимость тары.

Вернувшись домой, Юлия начала собирать отдельно бумажный мусор и сдавать его в заготовительные пункты.

– Мы с мужем даже не думали про эти деньги. Порой приезжали к заготовительным пунктам в воскресенье, когда они не работали, и оставляли коробки с бумагой под дверью, – вспоминает она и подчеркивает, что график работы пунктов неудобен для людей, занятых днем. И хотя муж Юлии помогал, к ее экопорыву относился скептически: думал, что "это все никому не нужно, а бумагу на полигоне все равно сгрузят в кучу с другим мусором".

Затем девушка начала сортировать пластик: собирать ПЭТ-бутылки в отдельный пакет. А когда в семье родился Миша, – стекло, которого в доме стало больше из-за покупки детского питания в стеклянных баночках.

– Теоретически производители могли бы принимать у населения те же баночки из-под детского питания обратно и разливать в них продукцию, но этого нет. Поэтому мы выбрасываем их в контейнер для стекла во дворе, – говорит она.


Сортировать мусор Юлию также мотивирует то, что она показывает сыну модель экологического поведения


Большое разочарование для Юлии то, что другие люди в контейнеры с раздельным мусором бросают все что угодно

Юлия застегивает на Мише полосатый комбинезон, сейчас мы пойдем выбрасывать мусор. Ближайший контейнер в метрах двадцати от подъезда, правда, выбросить туда отдельно можно только стекло. С удивлением замечаем, что внутри него лежит несколько ПЭТ-бутылок. Собеседница обеспокоена тем, что люди не смотрят, что написано на контейнере, и выбрасывают туда что угодно. По ее мнению, из-за такой безответственности труды тех, кто все-таки собирает мусор раздельно, сводятся к нулю.

Также Юлию волнует, что она не знает наверняка, что потом с раздельным мусором происходит: забирает ли его отдельный мусоровоз или нет, закапывают его на полигонах или все-таки сортируют и отправляют на переработку? Но она старается об этом не думать и, выбрасывая бутылки в контейнер с пластиком, верит, что в ее действиях есть смысл.


Как мусоровозы собирают пластик из желтых контейнеров

Павел Купава третий год работает водителем мусоровоза предприятия "Спецкоммунавтотранс". До этого тоже работал водителем, но профессию, связанную со сбором мусора, выбрал из-за зарплаты в 11 миллионов рублей в месяц и стабильных выплат.


Отходы из контейнеров для раздельного мусора забирают специальные машины

Подсаживаюсь в машину к Павлу в 7.50 утра, он уже почти час собирает мусор из желтых контейнеров в Ленинском районе Минска. За бумагой и стеклом ездят его коллеги на других машинах. Таким образом, минчане могут быть спокойны: раздельный мусор забирают раздельно.

В теории именно в желтых контейнерах должен быть пластик, но на деле получается, что люди сгружают туда все, что хотят, рассказывает Павел. Из 320 контейнеров на участках, которые он обслуживает, только в двух всегда исключительно пластик. То есть ПЭТ-бутылки, упаковки от косметики, моющих средств и молочных продуктов.


Водитель мусоровоза Павел Купава за смену собирает 500-600 кубов мусора и увозит его на полигоны Минска

– Но там, на этих двух участках, мне кажется, дворник в свободное время перебирает эти пластмасски и картонки, – полагает он, отмечая, что жильцы домов, как правило, не смотрят на надписи на контейнерах и сгружают все туда, куда им хочется. После Нового года в желтых ящиках для пластика Павел, например, находил даже елки.

В своей работе самым сложным он считает именно человеческий фактор: пешеходы и автолюбители не учитывают работу мусоровозов:

– Пешеход думает, что если он идет по жилой зоне, то ему можно сесть на асфальт и выпить чашечку кофе. Он не смотрит, где и кто едет. Бывает, станешь, чтобы забрать контейнер, нажмешь на рычаг, из мусоровоза выдвинется стрела для поднятия мусора, а человек под нее идет. Он на своей волне и не смотрит по сторонам!


Павел уверен, что мусоропроводы в домах нужно заварить. Только так можно избавиться от неприятного запаха в подъездах после праздников и выходных. Забирать отходы водителям мусоровозов тоже удобнее с площадок, а не у подъездов.


Павел уверен, что в первую очередь разделение мусора зависит от самих людей. Но у них нет мотивации это делать


Забираем мусор из желтого контейнера. Павел нажимает на рычаг на машине, подъемник цепляет контейнер и высыпает в цистерну, помимо пластика, преимущественно картон и бумагу. Жильцы домов к раздельному сбору мусора относятся безответственно, еще раз отмечает Павел.

Автолюбители, рассказывает Павел, часто оставляют машины прямо возле контейнеров, что затрудняет забор мусора. По этим причинам как минимум из одного контейнера в день забрать мусор водителю не удается. В правдивости этих слов мы убеждаемся фактически сразу – из-за припаркованного автомобиля не можем пробраться до мусорки. Павел записывает номер авто и передает его диспетчеру, чтобы потом не возникло вопросов, почему он не забрал отходы.

Подъезжаем к очередному желтому контейнеру, на нем почему-то висит надпись "бумага", а не "пластик". Внутри контейнера в большинстве именно бумага. Павел все равно должен забрать этот мусор, так как отвечает за желтые контейнеры, а то, что надпись "бумага", так это, по его мнению, вина ЖЭСа, который не поменял наклейку.








Желтые контейнеры предназначены для сбора пластика, синие - стекла (или смешанных отходов, если это не написано на ящике), зеленые - бумаги

– Еще остались в городе такие контейнеры, где вместо одного вторсырья указано другое, комментирует он и отмечает, что водители мусоровозов ориентируются именно на цвет контейнера. – Когда я пришел работать в эту сферу, вообще были контейнеры с тремя надписями сразу "стекло, бумага, пластик".

В плане раздельного сбора мусора, по мнению Павла, нам еще далеко до уровня стран Западной Европы, где этим уже никого не удивишь. Но чтобы продвинуться в этой теме, нужно улучшить условия: оборудовать площадки для мусора с пятью контейнерами раздельно для биоотходов, стекла, бумаги, пластика и металла, а если люди не будут выбрасывать мусор согласно контейнеру, начать их штрафовать. Например, в Германии за отказ сортировать мусор есть штрафы, в Беларуси они тоже существуют. За нарушение в области обращения с отходами статья 15.63 КоАП предполагает штраф от 5 до 50 базовых величин (900 тысяч - 9 миллионов рублей) или предупреждение для частных лиц. Правда, нарушение должен зафиксировать инспектор, а его следить за каждым контейнером не поставишь.

В 9.29 утра мы уже на Тростенецком, куда Павел привез собранные за рейс отходы. Над полигоном летают вороны, навстречу нам бегут две собаки. Наши с Павлом пути расходятся, так как нам с фотокорреспондентом предстоит увидеть дальнейшую судьбу отходов, которые буквально через минуты две выгрузит водитель мусоровоза.


Что происходит с пластиком на полигоне

Заместитель директора по строительству и развитию предприятия "Экорес" (в ведении организации находятся городские полигоны) Виталий Пасютин ждет нас около новой линии сортировки раздельного мусора на полигоне Тростенецкий, которая уже работает в пусконаладочном режиме.


Пропускная способность новой линии на полигоне Тростенецкий – до 15 тысяч тонн в год. Стоимость линии - более 5 миллиардов рублей.


















Именно около этой линии водитель мусоровоза Павел выгрузил отходы, которые должны были быть исключительно пластиком, а оказались настолько разнообразными, что Виталий Иванович развел руками:

– Видите, вот вы привезли вроде бы пластик, но что здесь делает матрац? – показывает он на него. – Это что, вторсырье?

Так как раздельный мусор приходит на полигон отнюдь не раздельным, его приходится досортировывать.

По наклонному конвейеру мусор подается в барабанный грохот, где просеивается песок, камешки, мелкая грязь, после чего мусор поступает на линию сортировки. Там сотрудники "Экореса" его сортируют, выбирая ПЭТ-бутылки, стекло, бумагу и алюминиевые банки и наполняя ими отдельные емкости. Остальные отходы захоранивают на полигоне.




Затем ПЭТ-бутылки и алюминиевые банки прессуют. Бутылки отправляют на переработку на завод в Могилев, а банки продают предприятию, которое закупает металлолом.

По мнению Виталия Пасютина, пока в Беларуси люди сами не начнут сортировать мусор как положено, ситуация с раздельным отходами с места не сдвинется:

– В любом случае сортировать раздельно собранный мусор нужно, но если бы он поступал к нам без загрязнений коммунальными отходами, органическими, крупногабаритными, мы могли бы отбирать на переработку не 34% сырья, а намного больше (в прошлом году процент отобранного вторсырья составил 34% от общего числа мусора, который собирали в городе раздельно. - TUT.BY).

Справка

В прошлом году на полигоны Минска поступило 2 453 тысячи тонн коммунальных и промышленных отходов, в том числе коммунальных отходов от населения – 990 тысяч тонн.

Через линии сортировки пропустили 25 205 тонн отходов от раздельного сбора в смешанном виде. Средний процент отобранного вторсырья составил около 34%.

В отобранном вторсырье основную массу составили:

– отходы бумаги и картона – 13%;
– отходы стеклобоя – 11%;
– ПЭТ-бутылки и прочие полимерные отходы – 8,5%;
– лом и отходы черных и цветных металлов – 1,3%;
– изношенные шины – 0,2%.

В Минске для раздельного сбора мусора установлено более 14 тысяч контейнеров.



Читайте также:

"Без новых свалок Минск задохнется через пару лет!" TUT.BY увидел, что происходит со столичным мусором на свалках >>>

Среда обитания. Бездомные на свалках спят в сумках челноков и зарабатывают до 50 долларов в день >>>
 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чтобы проверить, что значит раздельный сбор мусора по-белорусски, корреспонденты TUT.BY проследили судьбу выброшенной ПЭТ-бутылки от дома до тюка на полигоне...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика