Белорусские хроники 1945-го. Земля, которую разминировали подростки. 21.by

Белорусские хроники 1945-го. Земля, которую разминировали подростки

17.04.2015 14:22 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Весенние полевые работы 1945 года открыли страшную беду: огромное количество неразорвавшихся снарядов, мин, авиабомб на полях. Невозможно было пахать, выгонять скот на пастбища. По этой причине 70 лет назад, 17 апреля 1945 года, был подписан очередной строго секретный партийный документ – постановление ЦК КП(б)Б "О ходе выполнения постановлений ГКО, СНК БССР и ЦК КП(б) Белоруссии "О привлечении организаций Осоавиахима к работам по разминированию и сбору трофейного и отечественного вооружения, боеприпасов и имущества в районах, освобожденных от немецкой оккупации" по Минской области".


Минометные мины времен Великой Отечественной. Фото vetka.by

Из телеграммы секретаря Витебского обкома КП(б)Б В.Н. Кресика заведующему военным отделом ЦК КП(б)Б Н.И. Прохорову: "Приступили к разминированию. Разминирован 31 квадратный километр, работает осоавиахимовских 17 команд, 11 военных команд. Начали разминирование во всех районах области, за исключением Лепельского и Бешенковичского. Несчастных случаев: 10 человек разминеров убито, 17 ранено".

Особое внимание было к столице БССР, где только в окрестностях оперного театра обнаружили свыше 200 неразорвавшихся авиабомб и снарядов. Трагические сообщения, подобные этому, руководители республики получали практически ежедневно: "Сегодня, 2 апреля 1945 г., в 20 часов на Коммунистической улице в г. Минске произошел взрыв противотанковой гранаты, которую обнаружили там дети. От взрыва пострадали 5 мальчиков, из них один убит и 4 в тяжелом состоянии направлены в больницу".

Газеты БССР раз за разом печатали постановочные статьи о необходимости очистки территории республики от мин и взрывчатых веществ.




Но как наладить эту очистку? И вообще почему опаснейшая работа по разминированию поручена не кадровым специалистам из армейских саперных подразделений, а гражданским лицам из местных организаций Осоавиахима?.. Да, поначалу профессиональный костяк команд разминеров, которые создавались в сельских районах Беларуси, составляли прикомандированные фронтовые спецы. Но затем фронт ушел на запад, и вместе с ним ушло большинство саперов в погонах. А их место заняли юноши из числа местной молодежи. Тысячи этих парнишек, вооруженных щупами и крючьями-кошками, занимались опасной работой по очистке родной земли.

Сказать надо со всей откровенностью: органы власти реализовали "талант" подростков к поискам смертоносного железа. Страсть к оружию и боеприпасам "копателей" военного времени направили в нужном направлении. И нелишним будет заметить, что поиск цветного металла давал кое-какую копейку, ибо весной 1945 года СНК БССР издал постановление № 373 "О возобновлении заготовительно-производственной деятельности межобластных контор "Союзутиль" в Витебской, Барановичской, Брестской и Минской областях и Молодечненской областной конторы".


Подростки ведут раскопки на местах боев. Кадр из фильма "Иди и смотри" режиссера Элема Климова.

В команды разминеров призвали юношей допризывного возраста и девушек-добровольцев, членов Осоавиахима – всесоюзной патриотическо-оборонной организации, существовавшей в 1927–1948 годы. Примечательно, что самые тонкие операции по извлечению мин зачастую выполнялись чувствительными девичьими руками. Строки сводного доклада, датированного 1946 годом, содержат такие примеры:

"Инструктор Лиозненской районной команды по разминированию Нина Довольцева лично обезвредила более 600 мин, была ранена и после выздоровления снова вернулась в команду;

инструктор Бобруйской городской команды Акулич Р.С. руководила отделением, которое подобрало и уничтожило 8225 взрывоопасных предметов;

боец-минер Горелик С.А. из Бобруйска лично обнаружила и уничтожила более 6 тысяч взрывоопасных предметов;

инструктор Таисия Боженок из Витебской команды лично сняла свыше 1 тысячи мин…"

К сожалению, героическую и трагическую историю послевоенного разминирования опошлила советская кинооперетта "Трембита" с актером Савелием Крамаровым в роли карикатурного сапера-любителя.




Но юморить на тему "миноискательства" никак нельзя. Вот одна из телеграфных сводок, которые в апреле 1945 года получил военный отдел ЦК КП(б)Б:

"В Полесской области работает 11 команд разминеров в составе 614 человек. Очищено 64 473 га. Подорвано и обезврежено 60 840 мин и снарядов. В Копаткевичском и Домановичском районах разминирование проводят воинские части. Произошло несчастных случаев со смертным исходом: в Брагинском районе один пахарь, две лошади; в Калинковичском четверо подростков; в Мозырском двое рабочих одиннадцатого восстановительного участка…".

В 1946 году сводный доклад "О работе по сплошному разминированию и сбору трофейного, отечественного вооружения на территории БССР" был привычно помечен грифом "Секретно" и на долгие послевоенные десятилетия оказался недоступен исследователям. Лишь в наше время историки получили возможность в полном объеме оценить эту беспримерную работу.

С апреля 1944-го по сентябрь 1946 года из общей площади 196 659 квадратных километров в БССР было проверено, очищено от боеприпасов и разминировано 109 099 километров. Обнаружено и обезврежено мин – 1 746 661, авиабомб, снарядов и гранат – 8 088 886 штук. А кроме того в списке вывезенных с полей трофеев значились: танки – 553, артиллерийские орудия – 337, трактора – 474, автомобили — 3665 единиц.

К ветеранам войны несовершеннолетних разминеров – членов команд Осоавиахима приравняли только в начале 1990-х годов. Хотя и с опозданием, но все же признала держава заслуги тех, кто очищал нашу землю.

(Продолжение следует)

Источник документов: Национальный архив Республики Беларусь

Белорусские хроники 1945-го. Все выпуски проекта >>>
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Весенние полевые работы 1945 года открыли страшную беду: огромное количество неразорвавшихся снарядов, мин, авиабомб на полях.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика