История пропавшего в Минске 9-летнего Андрея Шереметьева вызвала большой отклик у белорусов. К счастью, пропавшего ребенка нашли живым и здоровым, родители смогли выдохнуть с облегчением. Но вряд ли кому-то хочется представлять себя на их месте.
Фото: facebook.com
Возвращался из школы самостоятельно первые 2 недели
"Я вот только сейчас первый раз поела за эти дни, ни спать, ни есть не могла", – мать потерявшегося и уже благополучно найденного мальчишки Светлана не скрывает своих чувств от журналистов, но предпочитает не вдаваться в детали произошедшего.
По ее словам, третьеклассника Андрея они с отцом долгое время возили в школу и обратно. И только в последние несколько недель разрешили ему добираться самостоятельно. После бассейна мальчик заглянул к другу в гости, который живет неподалеку от школы. Попросил товарища его проводить, но тот выбежал налегке и сказал: "Иди в эту сторону". В этом районе довольно много одинаковых домов, объясняет Светлана, поэтому Андрей был уверен, что движется в правильном направлении. Потом понял, что, скорее всего, ошибся, повернул в другую сторону. Дальше стемнело, и мальчику стало страшно. Мобильного телефона у него при себе не было. Как нам объяснили, ребенок очень рассеянный и часто теряет вещи. Вот так – легко и просто, без каких-либо криминальных историй – пропадают дети.
Волонтеры: откликнулось рекордное количество желающих помочь
Поисково-спасательный отряд "Ангел" совместно с милицией быстро подключился к поискам. В подробностях об поисковой операции активисты рассказали в соцсетях. К тому моменту, когда в отряд поступила информация о пропаже ребенка, о его местонахождении не было известно в течение суток. Группа выехала на место, где последний раз видели мальчика, проверила все подъезды в районе, территорию вдоль водоемов, в СМИ раздали ориентировки.
"Как назло в городе каждый второй ребенок (а то и чаще) в синей курточке, мобильный телефон разрывается: тут на игровой площадке мальчик в синей курточке, в другом конце города - мальчик в троллейбусе, в метро... Каждый ребенок подозрителен, в каждом прохожие видели пропавшего мальчика, - поделились своими переживаниями волонтеры. Среди белорусов нашлось огромное количество отзывчивых, неравнодушных людей, они всячески предлагали свою помощь.
Найти ребенка помог… ребенок!
Волонтеры сделали ставку на ночной поиск, когда все дети уже должны быть дома. Все началось заново: дома, подъезды, этажи, лестничные пролеты, обшарпанные стены, открытые балконы, осмотр прилежащей территории. "И тут первая удача: после 23 часов поступил важный звонок! Похожий мальчик днем играл на площадке вместе с девочкой, он рассказал, что потерялся. Позже мальчишка расскажет, что его новую подругу звали Настя. Благодаря семилетней девочке и ее маме, у нас появилась первая реальная зацепка".
Девочка рассказала, что у мальчишки на портфеле был фликер в виде человечка, это еще раз подтвердило, что волонтеры на нужном пути. Уже за полночь они приехали за МКАД на площадку вблизи двух новостроек. Поиски снова возобновились. "В темноте мелькают фонарики поисковиков, мы ищем, ищем и не теряем надежду. В этой глуши появляется силуэт молодого человека, впоследствии станет понятно – это судьба или вознаграждение за добрые дела! Просим пустить нас в подъезд. Под лестницей, ведущей на второй этаж, стоит чей-то новенький красный велосипед, в углу за передним колесом велосипеда, что-то очень похожее на сумку. Сердце начинает стучать быстрее, черный с красным! Лихорадочно пытаемся расстегнуть портфель...книжки, тетрадки... Быстро вытаскиваем первую попавшуюся, в ней нарисованы веселые рожицы, не подписана. Следующая тетрадка: глаза бегло улавливают 3"А"...Андрей! Наш Андрей!"
На 3-м этаже волонтеры обнаружили и самого мальчишку, который дремал в углу. Он был напуган, плакал. Как только услышал, что едет домой к маме, сразу ожил и пошел на руки.
Пропадают дети не только из неблагополучных семей
Как рассказали в отряде, ребенок не прятался, не убегал. В стрессовой ситуации он растерялся и побоялся просить помощи у взрослых, рассказал о случившемся лишь такому же ребенку. Волонтеры заверили журналистов, что семья у мальчика хорошая и дружная. И это очень важная деталь, убеждает нас командир поискового отряда "Ангел" Сергей Ковган. Вопреки расхожему мнению, теряются дети как из неблагополучных семей, так и из образцово-показательных. Соотношение примерно 50 на 50. Единственное отличие: в хорошей семье о пропаже заявляют быстрее.
Однако паниковать родителям не стоит: такие случаи в Беларуси, к счастью, редки. В отряд "Ангел" за помощью в поиске детей обращаются не чаще 1-2 раз в месяц. Летом такие случаи происходят немного чаще. И в 98 процентах ситуаций ребят находят целыми и невредимыми. Поэтому у нас проблема с исчезновением детей пока не стоит так остро, как в соседней России.
"В России каждые 2 часа пропадает ребенок, а каждые 6 часов исчезает навсегда. Это и похищения, и насилие, и эксплуатация с целью попрошайничества Там поиском детей занимаются специальные отряды. В Беларуси, если мне не изменяет память, с 1994 года в розыске находятся всего около 65 детей, за все время. Некоторые из этих детей, видимо, погибли, но поскольку не найдены, считаются без вести пропавшими".
Чаще всего дети уходят из дома сами
В большинстве случаев пропавшие дети уходят из дома по своей воле. На долю криминальных историй и несчастных случаев приходится совсем незначительный процент. Самовольно уходят как из специнтернатов, так и из обычных семей.
Чаще всего, причина побега из семьи банальна: конфликт отцов и детей.
"Кто-то с кем-то поругался, плохую оценку получил, боится возвращаться домой, чтобы не получить наказание, кто-то хочет попутешествовать, считает себя самостоятельным, познакомился в социальной сети с девушкой и решил поехать на встречу. Есть такие, которые уезжают в другой город и даже в другую страну. Очень часто еще берут деньги у родителей, но родители об этом не заявляют, боятся. У кого-то стрессы, непонимание в школе, было такое, что переезжали на другое место жительства, и из-за того, что ребенок не может общий язык со сверстниками, уходит в себя".
Особенно хорошо Сергею Ковгану запомнился случай, когда 15-летняя девочка исчезла из семьи, ее уже заочно "похоронили", а через год нашли в России. Оказалось, что девушка уехала в другую страну самостоятельно после конфликта в семье. Мать забрала ключи от квартиры, а обидевшаяся девочка-подросток собрала вещи, забрала ноутбук и "мотанула". В России она танцевала в ночных клубах.
Был случай, когда парня искали в Сморгони, а нашли – в Молодечно. При этом причины побега остались непонятны: родители производили самое приятное впечатление.
Примером криминального случая собеседник назвал историю 14-летней Анастасии Крот, которая пропала в августе 2013 года. Она вышла из своего дома в агрогородке Сенница и не вернулась. Вскоре была задержана ее мать, которая подозревалась также в убийстве женщины, исчезнувшей из этого же дома 5 лет назад при странных обстоятельствах. Доказать причастность матери к исчезновению дочери следственные органы не смогли. Девочка до сих пор считается без вести пропавшей.
"Могут быть несчастные случаи. В прошлом году в Гомельской области утонули двое детей, нам о них заявляли, как о без вести пропавших. И только когда их обнаружили, выяснили, что это несчастный случай, дети погибли. Бывало, что зимой ребенок уходил под лед – пока тело не найдено, дети считаются без вести пропавшими".
Как избежать трагедии?
Перечислять подобные случаи сложно: каждый из них – огромная трагедия для родственников пропавших детей. Возникает логичный вопрос: как оградить своего ребенка от неприятностей и при этом не переборщить с опекой? Сергей Ковган считает, что каждый случай с пропажей детей настолько индивидуален, что застраховать себя непросто. Надо делать хотя бы элементарные вещи: встречать детей из школы, особенно в позднее время, учить, как вести себя с незнакомыми людьми на улице, напоминать, что не надо садиться в чужие машины, заходить в чужие квартиры. "Обычно все об этом знают, взрослым кажется, что общеизвестные истины. А дети могут потеряться в таких непредвиденных ситуациях".
Мобильный телефон – важная деталь для подстраховки, но не панацея. По словам Сергея Ковгана, в большинстве случаев во время поисков телефоны им не помогают: они либо разряжены, либо остаются дома.
Немаловажное значение имеет обстановка в семье – об этом тоже все знают, но в суете дел периодически забывают поинтересоваться у ребенка, как дела.
И самое главное, советует командир поискового отряда, если возникает подозрение о том, что ребенок пропал, не стоит откладывать звонок в милицию. Бывают случаи, когда именно промедление приводит к плохим последствиям.
История пропавшего в Минске 9-летнего Андрея Шереметьева вызвала широкий отклик у белорусов. Мы узнали, как часто в Беларуси исчезают дети и можно ли такие ситуации...