История под шубой. В Минске исчезает сграффито, созданное народными художниками Беларуси
30.04.2015 16:24
—
Новости Общества
|
С фасада ДК "Лошицкий", что на улице Маяковского, исчезла уже половина сграффито, созданного в шестидесятых годах народными художниками Беларуси. На все вопросы в местном УКСе отвечают: здание на реконструкции, стены – выравнивают и утепляют, проект работ давным-давно согласован.
TUT.BY расспросил сыновей художников, а также руководителя Союза художников Беларуси о том, что они думают об исчезновении росписи. Искусство принадлежит народу?Реконструкцию ДК "Лошицкий" (бывший дворец культуры камвольного комбината) ведут с 2012 года. Ориентировочно работыВ конце февраля 2015 года инженер технадзора УКСа администрации Ленинского района Рита Странгельская сообщала журналисту газеты Тогда же директор ДК "Лошицкий" Николай Казюлин выразил надежду, что декор будет выполнен в национальном стиле, а к зданию сделают пристройку, где расположится заведение общепита европейского вида с "белорусской начинкой". И все бы ничего, если бы сграффито не характеризовалось как техника создания чрезвычайно долговечных изображений и не являлось произведением народных художников БССР Гавриила Ващенко и Владимира Стельмашонка. Оба автора были признаны и на международном уровне. Например, Гавриил Ващенко дважды был Сграффито на дворце культуры камвольного комбината создавалось в период с 1962 по 1964 годы, то есть ему более сорока лет. В УКСе Ленинского района журналисту TUT.BY подтвердили: проект реконструкции разрабатывался давно, он предусматривает ликвидацию панно. По поручению Мингорисполкома УКС реализует этот проект. Расчеты по фасаду проводили: чтобы стены не промерзали - их будут утеплять. – При этом сграффито остается под утеплителем или оно уничтожается? – Фасад выравнивается. Элементы, которые отслоились и простукиваются – сбили. То, что осталось – выравнивают, утеплитель кладут на ровные стены, – ответила Рита Странгельская.
Сыновья художников: "Уничтожать – дело последнее"TUT.BY обратился к сыновьям уже ушедших из жизни народных художников – Сергею Стельмашонку и Константину Ващенко. Что они думают о том, что работа отцов скоро окончательно исчезнет с лица Минска? Оба собеседника и сами художники – они узнали о судьбе сграффито всего несколько дней назад.– Не так много у нас в городе осталось работ, которые передают настроение эпохи. Я не думаю, что фасад в настолько ужасающем состоянии, что нужно было перекрывать его весь наглухо утеплителем. Уничтожая историю, мы лишаем наших потомков возможности видеть ее и ощущать. У меня отец интенсивно занимался монументальным искусством. Осталось несколько его витражей, но таких больших работ, которые были задействованы в оформлении – действительно больше нет, – говорит Сергей Стельмашонок. – Вот кто-то решил, что надо снести – и сносится, уничтожается. Хотя, насколько я помню, что у меня был с отцом разговор много лет назад, и он сказал, что по закону уничтожать произведение искусства запрещено. Безусловно, могут быть экстремальные ситуации вроде пожара, но мне кажется, это не тот случай. Сергей Стельмашонок приводит в пример знаменитую фреску Леонардо да Винчи – "Тайная вечеря", которая находилась в одном из итальянских монастырей. – Во время войны туда попала бомба, все стены были разрушены, кроме одной – той, что с фреской. И представьте себе, что на протяжении многих лет эта фреска стояла под открытым небом и вообще никому до нее не было дела. А потом спохватились и начали спасать. Восстановили часть монастыря, стали делать реставрацию самой фрески. Люди могут прийти и увидеть ее. Я, конечно, никоим образом не провожу параллель между творчеством моего отца и Леонардо – это было бы слишком нахально с моей стороны. Но и там и там – произведение искусства. Во всем мире их стараются сохранять для истории. Сын Владимира Стельмашонка добавляет, что у него сохранились фотографии, на которых отец с коллегой работают на мостках на высоте, оформляя дворец культуры камвольного комбината, что было очень кропотливым занятием. Сергей Стельмашонок говорит, что у него и мысли не было, что произведение могут разрушить. Как и в случае со знаменитым витражом отцовской работы в Доме мод. – Он мог бы попасть в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой витраж. Но не попал, потому что у нас его предпочли разрушить. Да, он был немножко поврежден в нижней части, но это был не повод для того, чтобы крушить все остальное. Уничтожать – дело последнее. Сын Гавриила Ващенко Константин Ващенко уверен, что уничтожение произведений искусства на стенах Минска происходят "от бездуховности". – Разные ценности. Одни утепляют, и я понимаю, для чего утепляют... За каждый квадратный метр платят деньги, а на искусство всем глубоко… неинтересно. Это уровень культуры, образования. Он отметил, что с родными авторов, создавших произведения, никто, понятно, не советуется. Как, похоже, и с творческими союзами. – Зачем какие-то обсуждения, если решается все намного проще, если вдруг надо что-то снести. Вдова Владимира Стельмашонка Ирина Васильевна сама искусствовед по профессии. Она говорит о том, что приняла новость о сграффито "с большим прискорбием". И тоже припомнила работу мужа в Доме мод, которой больше нет. – Я знаю, что к произведениям художников относятся с недостаточным почтением. Если городские организации не заинтересованы в сохранении работы – они могут уничтожить ее даже без всякой санкции. И это самое печальное, что к этому имеют отношение люди, которые не разбираются в искусстве – они не могут понять даже, что это ценный памятник. Союз хужожников: "Комиссий не собирают, это не в первый раз"Председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница отметил в комментарии для TUT.BY, что никаких комиссий, на которых бы обсуждалось, уничтожать сграффито или нет, не собиралось.– Да зрэшты гэта не першы раз. Я разумею праблему – гэты твор проста знішчаць, калі яшчэ не знішчылі. Але ў нас ужо было знішчана некалькі твораў. У нас быў ці не Рыгор Ситница добавил, что Белорусский союз художников уже обращался в Министерство культуры с тем, чтобы художественным произведениям такого плана придали статус историко-культурной ценности. Но пока воз и ныне там, сграффито на ДК "Лошицкий" далеко не первая и, возможно, не последняя из потерь. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С фасада ДК "Лошицкий"исчезла уже половина сграффито, созданного более 50 лет назад народными художниками Беларуси. На все вопросы в местном УКСе отвечают: здание на...
|
|