История под шубой. В Минске исчезает сграффито, созданное народными художниками Беларуси
30.04.2015 16:24
—
Новости Общества
|
С фасада ДК "Лошицкий", что на улице Маяковского, исчезла уже половина сграффито, созданного в шестидесятых годах народными художниками Беларуси. На все вопросы в местном УКСе отвечают: здание на реконструкции, стены – выравнивают и утепляют, проект работ давным-давно согласован.
![]() TUT.BY расспросил сыновей художников, а также руководителя Союза художников Беларуси о том, что они думают об исчезновении росписи. Искусство принадлежит народу?Реконструкцию ДК "Лошицкий" (бывший дворец культуры камвольного комбината) ведут с 2012 года. Ориентировочно работы![]() В конце февраля 2015 года инженер технадзора УКСа администрации Ленинского района Рита Странгельская сообщала журналисту газеты Тогда же директор ДК "Лошицкий" Николай Казюлин выразил надежду, что декор будет выполнен в национальном стиле, а к зданию сделают пристройку, где расположится заведение общепита европейского вида с "белорусской начинкой". И все бы ничего, если бы сграффито не характеризовалось как техника создания чрезвычайно долговечных изображений и не являлось произведением народных художников БССР Гавриила Ващенко и Владимира Стельмашонка. Оба автора были признаны и на международном уровне. Например, Гавриил Ващенко дважды был Сграффито на дворце культуры камвольного комбината создавалось в период с 1962 по 1964 годы, то есть ему более сорока лет. ![]() ![]() В УКСе Ленинского района журналисту TUT.BY подтвердили: проект реконструкции разрабатывался давно, он предусматривает ликвидацию панно. По поручению Мингорисполкома УКС реализует этот проект. Расчеты по фасаду проводили: чтобы стены не промерзали - их будут утеплять. – При этом сграффито остается под утеплителем или оно уничтожается? – Фасад выравнивается. Элементы, которые отслоились и простукиваются – сбили. То, что осталось – выравнивают, утеплитель кладут на ровные стены, – ответила Рита Странгельская.
Сыновья художников: "Уничтожать – дело последнее"TUT.BY обратился к сыновьям уже ушедших из жизни народных художников – Сергею Стельмашонку и Константину Ващенко. Что они думают о том, что работа отцов скоро окончательно исчезнет с лица Минска? Оба собеседника и сами художники – они узнали о судьбе сграффито всего несколько дней назад.– Не так много у нас в городе осталось работ, которые передают настроение эпохи. Я не думаю, что фасад в настолько ужасающем состоянии, что нужно было перекрывать его весь наглухо утеплителем. Уничтожая историю, мы лишаем наших потомков возможности видеть ее и ощущать. У меня отец интенсивно занимался монументальным искусством. Осталось несколько его витражей, но таких больших работ, которые были задействованы в оформлении – действительно больше нет, – говорит Сергей Стельмашонок. – Вот кто-то решил, что надо снести – и сносится, уничтожается. Хотя, насколько я помню, что у меня был с отцом разговор много лет назад, и он сказал, что по закону уничтожать произведение искусства запрещено. Безусловно, могут быть экстремальные ситуации вроде пожара, но мне кажется, это не тот случай. ![]() Сергей Стельмашонок приводит в пример знаменитую фреску Леонардо да Винчи – "Тайная вечеря", которая находилась в одном из итальянских монастырей. – Во время войны туда попала бомба, все стены были разрушены, кроме одной – той, что с фреской. И представьте себе, что на протяжении многих лет эта фреска стояла под открытым небом и вообще никому до нее не было дела. А потом спохватились и начали спасать. Восстановили часть монастыря, стали делать реставрацию самой фрески. Люди могут прийти и увидеть ее. Я, конечно, никоим образом не провожу параллель между творчеством моего отца и Леонардо – это было бы слишком нахально с моей стороны. Но и там и там – произведение искусства. Во всем мире их стараются сохранять для истории. Сын Владимира Стельмашонка добавляет, что у него сохранились фотографии, на которых отец с коллегой работают на мостках на высоте, оформляя дворец культуры камвольного комбината, что было очень кропотливым занятием. Сергей Стельмашонок говорит, что у него и мысли не было, что произведение могут разрушить. Как и в случае со знаменитым витражом отцовской работы в Доме мод. – Он мог бы попасть в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой витраж. Но не попал, потому что у нас его предпочли разрушить. Да, он был немножко поврежден в нижней части, но это был не повод для того, чтобы крушить все остальное. Уничтожать – дело последнее. ![]() Сын Гавриила Ващенко Константин Ващенко уверен, что уничтожение произведений искусства на стенах Минска происходят "от бездуховности". – Разные ценности. Одни утепляют, и я понимаю, для чего утепляют... За каждый квадратный метр платят деньги, а на искусство всем глубоко… неинтересно. Это уровень культуры, образования. Он отметил, что с родными авторов, создавших произведения, никто, понятно, не советуется. Как, похоже, и с творческими союзами. – Зачем какие-то обсуждения, если решается все намного проще, если вдруг надо что-то снести. Вдова Владимира Стельмашонка Ирина Васильевна сама искусствовед по профессии. Она говорит о том, что приняла новость о сграффито "с большим прискорбием". И тоже припомнила работу мужа в Доме мод, которой больше нет. – Я знаю, что к произведениям художников относятся с недостаточным почтением. Если городские организации не заинтересованы в сохранении работы – они могут уничтожить ее даже без всякой санкции. И это самое печальное, что к этому имеют отношение люди, которые не разбираются в искусстве – они не могут понять даже, что это ценный памятник. Союз хужожников: "Комиссий не собирают, это не в первый раз"Председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница отметил в комментарии для TUT.BY, что никаких комиссий, на которых бы обсуждалось, уничтожать сграффито или нет, не собиралось.– Да зрэшты гэта не першы раз. Я разумею праблему – гэты твор проста знішчаць, калі яшчэ не знішчылі. Але ў нас ужо было знішчана некалькі твораў. У нас быў ці не Рыгор Ситница добавил, что Белорусский союз художников уже обращался в Министерство культуры с тем, чтобы художественным произведениям такого плана придали статус историко-культурной ценности. Но пока воз и ныне там, сграффито на ДК "Лошицкий" далеко не первая и, возможно, не последняя из потерь. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С фасада ДК "Лошицкий"исчезла уже половина сграффито, созданного более 50 лет назад народными художниками Беларуси. На все вопросы в местном УКСе отвечают: здание на... |
|