"Вон стоит очередь из желающих прокатиться, кто из них читает инструкцию?" – обращает наше внимание специалист по безопасности на аттракционах Олег Лешков. Независимый эксперт читает лекции для дежурных по аттракционам и отлично знает, где они могут "сфилонить". Но ответственность с родителей не снимает. Мы прогулялись со специалистом по парку Челюскинцев пытаясь узнать, где "подстелить соломку, чтобы не упасть".
Адреналиновое удовольствие иногда заканчивается слезами
Для парка Челюскинцев сейчас разгар сезона. Даже в обеденное время буднего дня здесь достаточно посетителей: большинство аттракционов работают без перерывов. По парку разносятся истошные крики детей и взрослых, получающих адреналиновое удовольствие. Но часть ребят сегодня уйдут со слезами, предполагает Олег Лешков.
Олег Лешков работает начальником отдела технической диагностики и испытаний в "Белгорхимпром" и специализируется на техническом диагностировании металлоконструкций и сварных соединений (крановых систем и подъемников). В том числе преподает на обязательных 2-недельных курсах для работников парков аттракционов в Центре охраны труда и технической безопасности ГУО "Институт "Кадры индустрии".
По словам специалиста, мелкие травмы (легкие ушибы, царапины) в парках аттракционов случаются каждый день. Иногда ребенок получает эмоциональный стресс – от переживаний, к которым он был не готов в силу возраста.
Что касается серьезных происшествий, в этом году было два нашумевших случая. В начале июня в парке развлечений "Дримлэнд" двухлетний мальчик играл в детском лабиринте, упал с высоты и получил тяжелые травмы. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Сейчас выясняется, что привело к таким последствиям.
В мае 9 детей попали в больницу из-за двух перевернувшихся батутов в Горках. Следователи четко определили, что надувные девятиметровые горки упали из-за того, что не были закреплены на земле. В отношении владельца батутов возбудили уголовное дело. Если его вину докажут, ему грозит до 2 лет лишения свободы. Также выяснилось, что в Беларуси просто не существует правил пользования такими аттракционами. Разработать их планируют к 1 августа.
Сделать все технически грамотно можно и без специальных правил
Олег Лешков подходит к надувной горке в парке Челюскинцев и показывает, как по-хорошему должен быть "заякорен" аттракцион. Колышки вбиты в землю, на асфальте "якоря" выделены специальной цветовой пометкой. Хотя правил пользования надувными батутами не существует, здесь все сделано технически грамотно.
– Взрослому, сопровождающему ребенка, неплохо было бы посмотреть самому, закреплена ли горка. Обойти вокруг – если увидите повсюду латки-латки-латки, значит, аттракцион пора утилизировать. Его можно подкачивать, но не до бесконечности. Когда батут совсем мягкий, бывает, что дети сваливаются в кучу, в этот момент также можно получить травму.
С обычными батутами родителям также следует быть осторожными. Веревки, на которых прыгают дети, достаточно быстро изнашиваются. Допускается пара узлов, но иногда они бывают напрочь перевязаны. "А где гарантия, что узлы завязаны именно так, как нужно?" –возмущается специалист.
Кроме того, важно учитывать вес ребенка. В большинстве парков на батут не пустят посетителей с большей массой, чем положено, но можно столкнуться и с равнодушием сотрудника. "Вон, посмотрите, чем он занимается сейчас? – указывает Олег Лешков на дежурного по батуту. –Правильно: разговаривает со своим знакомым. А он должен отслеживать все, что у него происходит. Ему за это деньги платят".
Всему виной – "халатность и попустительство"
Специалист убежден, что 99,9 процентов несчастных случаев на аттракционах происходят из-за недосмотра, халатности и попустительства с одной стороны – сотрудников, обслуживающих аттракционы, и с другой – самих посетителей парков.
– Когда я читаю лекции для дежурных, делаю упор на то, что человеку свойственно ошибаться, и нужно самому себя перепроверять. Самоуверенность чаще всего сквозит у людей, которые долгое время работают на каком-то объекте. Это как с вождением. До 2 лет ничего не знает, не лезет и боится, а после 10 он уже монстр, – проводит параллель Олег Лешков.
Особенно важно помнить об ответственности тем, кто обслуживает механизированные аттракционы. Именно на них в Беларуси происходили самые страшные трагедии со смертельным исходом.
В 2001-м в Калинковичах в передвижном луна-парке простился с жизнью 45-летний местный житель, две женщины получили серьезные травмы.
В 2002 году на аттракционе "Сюрприз" в минском парке Горького погиб 43-летний мужчина.
В 2003-м 4-метровая горка "Бобровая дорога" оборвала жизнь 21-летней девушки. У вагончика, в котором она ехала, сорвалось крепление, и его бросило на железный рельс.
В 2005-м несчастье произошло в гомельском парке имени Луначарского. От движущейся карусели "Ромашка" отлетели два спаренных сиденья, на которых сидели 49-летний мужчина и 37-летняя женщина. Пострадавших доставили в больницу с серьезными травмами. Виновным признали 66-летнего техника, который халатно относился к обслуживанию карусели.
В 2006-м в Новополоцке аттракцион "Сюрприз" убил 22-летнего студента. Правда, результатом трагедии стало неадекватное поведение молодого человека, который решил вскарабкаться на уже пришедшую в движение платформу аттракциона. Молодой человек упал "под подъемно-вращающуюся часть" и погиб.
В 2008 году в минском парке Челюскинцев рухнула цепочная карусель. Инерцией людей вынесло за ограждение. В результате инцидента пострадало шесть человек, в том числе четверо детей и подростков.
В 2010 году в Бресте с аттракциона "Клоун" выпала 20-летняя девушка. В больницу ее доставили с сотрясением мозга. Как оказалось, оператор забыл пристегнуть ремень безопасности, потому что отвлекся на ругань в толпе.
Техническую исправность перед началом проверяет Госпромнадзор
Перед началом сезона сотрудники парков принимают в работу технически исправные аттракционы. За их состоянием с 2009 года следит Госпромнадзор (подразделение МЧС). Ранней весной специалисты смотрят, нет ли коррозии, оценивают толщину и усталость металла, проводят испытания. В этом году на начало мая было допущено к работе 185 аттракционов из 273 зарегистрированных. Владельцам остальных было предписано устранить нарушения.
Олег Лешков заверил нас: техническая исправность аттестованных аттракционов, несмотря на почтенный возраст некоторых из них, опасений вызывать не должна. С момента их допуска к работе наша безопасность зависит от того, насколько правильно эксплуатируют аттракционы.
Чтобы записаться в ряды дежурных, в течение двух недель и государственные работники, и частники изучают правила безопасной эксплуатации аттракционов. В конце сдают теоретический экзамен на компьютере и проходят практические занятия в парках.
О чем должен помнить оператор аттракциона?
Так, например, каждый сотрудник должен знать, что на "противовесных системах", таких как аттракцион "Зодиак", нагрузка должна распределяться равномерно, рассказывает Олег Лешков. "Видите, вон парень один сидит, а вокруг него сколько свободных сидений. Это разбалансировка, что быстро выводит из строя опорно-поворотное устройство, вокруг которого все крутится. Это, конечно, глазу незаметно, все происходит постепенно".
Аттракцион "Зодиак"
Перед запуском механизированного аттракциона дежурный должен тщательно его проверить и в процессе эксплуатации внимательно следить, чтобы болты не разбалтывались от вибрации, чтобы в металлоконструкциях не было трещин, чтобы сварные соединения были в порядке.
Все ли сотрудники внимательно относятся к своим обязанностям? Олег Лешков в этом не уверен, поэтому гарантировать полную безопасность не может, несмотря на заключение Госпромнадзора.
– На Западе работники не просто ежедневно просматривают металлоконструкции, но и сами проходят по кругу на аттракционах. У нас такого нет, не принято пока. А было бы неплохо, потому что одно дело, когда он просто окинул взглядом эту конструкцию, другое – когда он в нее садится. Все-таки если он не последний экстремал, лишний раз подумает, все ли посмотрел и проверил.
Посетители должны соизмерять свои возможности
Прежде чем купить билет на такой аттракцион, как "Катальная гора" (аналог "Супер-8") посетители должны понимать, что остановить поезд по требованию они не смогут. Это так называемые "инерционные скоростные системы". Вагончик подтягивается до определенной высоты, а дальше благодаря силе тяжести по инерции падает вниз. Ни дежурный аттракциона, ни пассажир повлиять на его движение уже не может. Поэтому нелишним будет прочесть инструкцию и узнать, кому не следует кататься на горке, чтобы избежать неприятных ощущений.
Определенным образом фиксировать свое положение на кресле не нужно. Вертикальное биение и вибрация на аттракционе отсутствуют: конструкция сделана таким образом, что есть только прямолинейное движение. Поэтому специалист исключает травмы от неудачно принятой позы. Однако если до визита в парк у человека был соляной застой, он где-то потянул шею, проблемы могут усугубиться.
Гораздо большую опасность, по мнению специалиста, таят в себе всевозможные посторонние предметы "на борту". Посетители берут с собой телефоны, пытаются сделать "селфи" и роняют их на головы окружающих.
Некоторые смельчаки высовывают руки за пределы сиденья или кабинки. Получить травму в таком случае проще простого. По мнению специалиста, оператор не должен каждый раз повторять о правилах катания, которые подробно расписаны у входа. "У него есть свои обязанности, о которых он обязан не забыть. Он не должен каждому в голову это вкладывать".
Тяжелых травм на "Катальной горе" в парке Челюскинцев никто не получал. Однако в 2011 году произошло ЧП: кабинка с двумя девушками отсоединилась от состава и застряла на высоте 2-3 метров. Девушками пришлось провисеть вниз головой около получаса, пока их освободили. Причиной случившегося назвали конструкторскую недоработку. Конструкцию узла заменили.
Возрастной ценз обязателен
Подходим к "Колобкам" и наблюдаем, как девочка лет 7-8 заливается горькими слезами, несколько раз прокатившись вниз головой. "Она просто боится. Дети младше 12 лет без сопровождения родителей сюда не допускаются. Зачем ее сюда отправили, чтобы быстрее повзрослела?". Специалист подчеркивает, что родители обязаны сами обращать внимание на психологическую готовность ребенка или объяснять, как гарантируется безопасность на аттракционе.
Многие боятся, что на всевозможных закручивающих аттракционах оператор может некрепко пристегнуть человека. Этот миф Олег Лешков опровергает. Крепление работает по принципу автомобильного – оно не должно прижимать очень туго. Перед запуском на большинстве аттракционов дежурные нажимают на пульт общей блокировки – все крепления автоматически блокируются. Забыть нажать на эту кнопку оператор не сможет, так как при нажатии "пуск" специальный сигнал оповестит его о незавершенной предыдущей задаче.
Другое дело, когда автоматической блокировки нет. Лучше лишний раз переспросить у оператора, все ли в порядке с вашим ремнем безопасности. Бывало и такое, что посетители сами отстегивались после запуска аттракциона, рассказывает собеседник. Дежурные реагировали на это экстренным торможением.
Непонятные щелчки и скрежет должны насторожить
Аттракцион "Фараон" очень похож на легендарный для советских парков "Сюрприз". Посетителей раскатывает по кругу очень быстро – неудивительно, что детей до 12 лет сюда не пускают. Интересно, что несмотря на запрет, родители все равно просят взять "на борт" малышей, удивляет дежурный по аттракциону.
Как специалиста в технической диагностировании Олега Лешкова смутил прерывающийся звук, с которым работал аттракцион. "Пока система работает нормально, поэтому нет каких-то предпосылок для ее аварийной остановки. Но судя по звуку, редуктор работает на повышенных тонах, и это не очень хорошо". Вообще, советует эксперт, обращать внимание на звук, с которым работает аттракцион, полезно и родителям. Если он выдает непонятные щелчки, скрежет, нужно задуматься, стоит ли туда идти.
Качели, висящие на цепях, не считаются экстремальным аттракционом, но это не значит, что они требуют меньшего внимания от сотрудников. По инструкции перед началом работы каждую цепочку необходимо проверить, чтобы не было вытянутых, распавшихся звеньев, ржавчины, язвенной коррозии.
Нельзя разрешать детям "нависать над оградой"
Важно, чтобы дежурные не пускали лишних людей за ограду, несмотря на то, что уследить за этим в выходные и праздники бывает сложно, подчеркивает Олег Лешков. Специалист объясняет опасность таких ситуаций на примере автодрома. Сверху тянутся высоковольтные линии, прикасаться к которым ни в коем случае нельзя. Кроме того, оказавшись за оградой ребенок может столкнуться с движущимся аттракционом, что также грозит травмами.
На автодроме многие, в том числе и взрослые, не читают правил и даже не стараются избежать столкновения. Между тем, по правилам безопасности, это можно делать только в исключительных случаях. Ребенок вытягивает руку в сторону, а сбоку в него врезается другая машинка. В этом случае запросто можно получить ушиб или перелом.
С легкой травмой можно уйти даже из тира. Иногда дети зажимают пальцы, из-за неумения целиться ставят себе "фингалы" под глаз, ударяют винтовкой стоящих рядом окружающих. Сами по себе пули считаются мягкими и безопасными. Но если они попадут в глаз или горло, может случиться беда.
В целом, парк аттракционов – это зона повышенной опасности, как автомобильная дорога, напоминает специалист. – За рубежом билет в парк аттракционов действует, как страховка. И у нас тоже такое должно быть. Посетитель, который приходит на аттракцион, должен быть уверен, что с ним ничего не случиться по независящим от него причинам. Но если он выставил руки-ноги, допустим, и произошла экстренная остановка аттракциона, которая очень вредна, расходы должен нести этот нерадивый посетитель.
Специалист убежден, что 99,9 процентов несчастных случаев на аттракционах, происходят из-за недосмотра сотрудников, обслуживающих аттракционы и самих посетителей...