"Поскольку Советская власть чудеса отменила, икону новоявленной считать нельзя". 21.by

"Поскольку Советская власть чудеса отменила, икону новоявленной считать нельзя"

24.07.2015 10:46 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

70 лет назад, в июле 1945 года, уполномоченный по делам церкви при правительстве БССР А.Д. Лобанов доложил в Москву, что местные власти снова забирают храмы у верующих.


Крестный ход в советском селе в годы войны. Источник: waralbum.ru

В дни поражений на фронтах Великой Отечественной советское руководство ослабило антирелигиозную деятельность и обратилось к церковным иерархам за помощью в укреплении патриотического духа граждан и гражданок Советского Союза.


Немецкие танки входят в Старый Быхов. Вдали виден Свято-Преображенский храм. Июль 1941 г. Источник: bykhov.by

До середины 1945 года в СССР продолжались публичные братания высших светских и церковных властей. Ортодоксальные большевистские газеты публиковали церковную хронику.

Сообщение "О Поместном Соборе Русской Православной Церкви" в "Советской Белоруссии" от 10 февраля 1945 г.

В середине апреля 1945 года Сталин и Молотов приняли в Кремле патриарха Алексия, который пережил блокаду и был награжден медалью "За оборону Ленинграда". Сталин обрисовал свое видение того вклада, который предстояло внести Московской патриархии в дело укрепления международных позиций СССР, нацелил Алексия на занятие лидирующей роли во вселенском православии, политическую нейтрализацию антисоветски настроенной эмиграции.


Патриарх Алексий с делегацией в Иерусалиме. Июнь 1945 г. Автор снимка Е. Мэтсон

Но если на московском олимпе практиковалась велеречивость и соблюдалась протокольная вежливость, то на уровне райкомов и райисполкомов было иначе. Дела вершили простые товарищи, которые образование получили на краткосрочных курсах парттысячников, а сведения о религии и священнослужителях черпали из журнала "Безбожник" и соответствующих плакатов.




Плакат "Религия тормоз пятилетки!". Центроиздат, 1930-е годы. Российский государственный музей истории религии

Поэтому, например, в городе Столбцы Барановичской (теперешней Минской) области летом 1945 года учительницу средней школы лишили продовольственной карточки за то, что она вышла замуж за дьякона местной церкви гражданина Чеховского. Мол, пусть тебя паразит-церковник кормит, а не Советская власть.

А в Червенском районе Минской области исключили из школы дочь священника за то, что она посещает церковь.

А в местечке Носовичи Гомельской области местные коммунисты самовольно отобрали у верующих церковь и превратили ее в склад…

Обо всем этом уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР по БССР А.Д. Лобанов докладывал своему начальству в Москву и, не стесняясь, живописал агрессивное невежество местных руководителей. Например: "Одному из секретарей райкома партии Молодечненской области мною было написано отношение о неправильных действиях местных властей по отношению к духовенству. Секретарь райкома меня поддержал, но в разговоре с секретарем обкома заявил "Вы видели, как здорово эти попы друг друга поддерживают" и был искренне удивлен, что в СНК БССР на должности уполномоченного по делам религии сидит не священник, а член партии".

В то же время Лобанов льстил первому лицу БССР, подчеркивал государственную широту мышления Пантелеймона Пономаренко:
При исключительной своей загруженности тов. Пономаренко всегда находит время принять меня, выслушать и практически помочь.

Несмотря на попытки хозяйственников разместить меня вне СНК БССР (Дом правительства в Минске. — Ред.), по личному указанию тов. Пономаренко меня разместили в СНК, выделили персональную машину, а при дальних поездках по периферии всегда предоставляют свой вагон, обеспечивая питанием вне всяких лимитов.

Немало способствовало работе и назначение в Белоруссию архиепископом Минским и белорусским В.М. Ратмирова.
Большая церковная эрудиция, умение правильно разбираться и решать вопросы управления церковью, сообразуясь со специфическими условиями церковной жизни в Белоруссии привели к тому, что В.М. Ратмиров пользуется большим авторитетом у руководства СНК БССР.

Председатель СНК БССР тов. Пономаренко и его первый заместитель тов. Левицкий неоднократно принимали Ратмирова, подолгу с ним беседовали, иногда [по] 4–5 часов на различные темы.

Помимо продуктового лимита в 500 рублей Наркомторг имеет указание отпускать ему продукты и по отдельным заявкам. В данный момент СНК ремонтирует ему отдельный домик из пяти больших комнат с садом и огородом…
Как заноза было воспоминание о церковной жизни при оккупации: "Фашистские захватчики, не веря в прочность своего положения на оккупированной ими территории Белоруссии и желая подкупить белорусский народ внешней веротерпимостью, широко практиковали, особенно в восточных областях БССР, открытие церквей и молитвенных домов, щедро предоставляя для этой цели клубы, школы, кино и другие общественные здания".


Свято-Ильинская церковь у реки Оршица в Орше. 1943 г. Источник: foto-history.livejournal.com

Поэтому в 1945 году священнослужителям было жестко поставлено условие. Жить (и неплохо жить) будете, если только начнете проводить общую линию и выполнять конкретные поручения советских директивных органов.

И – выполняли. Из отчета А.Д. Лобанова:
Тов. Пономаренко инкогнито имел беседу с некоторыми священниками, в разговоре с которыми убедился в правильности сообщений сотрудников по переселению [белорусов из Польши в БССР]. Как понял тов. Пономаренко из этих встреч, духовенство опасалось ехать, будучи запуганным поляками о гонении на церковь и священников в СССР. Тов. Пономаренко заявил, что если бы кто-либо из авторитетного духовенства побывал бы в Польше, разъяснил им истинное положение церкви в Советском Союзе, положение с переселением могло бы резко измениться. Архиепископ Ратмиров дал на это свое согласие, и мы 11.12.1944 года в сопровождении иеромонаха Лунина выехали в правительственном вагоне через г. Брест в Польшу. Основная наша работа протекала в г. Бельске и г. Белостоке. Результаты поездки превысили все ожидания. Духовенство, получив подробную информацию от Белорусского архиепископа о положении церкви в Белоруссии и соответствующие разъяснения от меня, как от представителя белорусского правительства, видя условия, какие созданы правительством для поездок высшего духовенства, безоговорочно осудили деятельность и поступки б[ывшего] белорусского епископата, бежавшего с немцами и бросившего свою паству и признали власть Московского патриарха.

После этого положение с переселением резко изменилось. Духовенство, получив от архиепископа соответствующие указы и назначения, стало собираться к выезду, а вслед за ними и их прихожане. В настоящий момент как архиепископ Белорусский, так и я, все время поддерживаем письменную связь по различным вопросам с духовенством, еще не успевшим выехать в Советский Союз. Снабжаем их литературой Московской патриархии, которую НКИД БССР охотно принимает через дипломатическую почту, и информацией от священников, устроившихся в Белоруссии…

А насчет послевоенного закрытия церковных приходов и, мол, недостаточности духовного окормления паствы волноваться не надо. В СССР есть кому окормлять массы. Вы же, граждане епископы-назначенцы, лучше побеспокойтесь, отчего некоторые здешние священники не признают московскую церковную власть.

Лобанов докладывал в июле 1945 года, что на территории Гомельской области зарегистрировано 4 случая (на самом деле подобных случаев отмечено больше и – не только на Гомельщине) отказа священников признавать власть московского патриарха и совершающих богослужение без указа назначенного белорусского архиепископа. Реакция была такая: "Объявить верующим указанных приходов, что если они будут принимать указанных священников, церковь будет закрыта, а церковная община распущена и регистрироваться не будет".

Почему ряд белорусских православных священнослужителей не признавал над собой Московский патриархат? Это – тема отдельного исследования…

Завершающий раздел доклада имел название "Чудеса". Приводился следующий пример.

В июне 1945 года среди верующих Логишинского района Пинской области распространились слухи, что в доме крестьянки по фамилии Цикуриха чудесно обновилась икона. Священник местной церкви Малофейчик вместо того, чтобы разобраться по-настоящему в "чуде" и разъяснить населению этот шарлатанский трюк, явился к крестьянке в полном церковном облачении в сопровождении верующих с хоругвями, отслужил молебен и торжественно перенес икону в церковь, куда немедленно началось паломничество.

О случившимся был поставлен в известность здешний епископ Онисифор. Последний ограничился тем, что перенес икону к себе в собор, а верующим заявил: "Поскольку Советская власть чудеса отменила, икону новоявленной считать нельзя". Такое разъяснение результатов не дало, и собор по-прежнему посещают верующие из районов, чтобы посмотреть на икону, – доложил в Москву уполномоченный Лобанов.

(Продолжение следует)

Источник документов: Национальный архив Республики Беларусь
 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
До середины 1945 года в СССР продолжались публичные братания высших светских и церковных властей. Ортодоксальные большевистские газеты публиковали церковную...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика