Взять и отменить: что думают о домашних заданиях в школах родители, учителя и чиновники
20.08.2015 17:10
—
Новости Общества
|
В Корее и Финляндии дети тратят на домашнее задание около 3 часов в неделю. Белорусский старшеклассник, по Санитарным правилам и нормам, должен тратить столько же — но в день. Некоторые мамы жалуются, что из-за нагрузок вынуждены давать ребенку целую аптечку лекарств. Медики предложили освободить школьников от домашнего задания. TUT.BY выяснил, что на этот счет думают родители и учителя, и как задают «домашку» в других странах. Представитель центра гигиены и эпидемиологии: Я высказала свое мнение как специалист19 августа заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова Позже специалист пояснила TUT.BY, что высказала свое мнение как специалист, который давно работает и видит, как с годами меняется школьная программа. — Некоторые журналисты очень громко заявили, что в Беларуси отказываются от домашних заданий. Я просто высказала мысль, что в будущем, возможно, можно будет хотя бы сократить их объем. Предложение особенно актуально для старшеклассников, которым могут ставить по 8 уроков в день. Вопрос о нагрузках обострился после перехода школы на 5-дневку, считает Алла Малахова. — При 6-дневке не было 7 уроков в старших классах, 6 уроков — в средних и 5 уроков — в начальных. Сейчас это присутствует. В советское время с учебной субботой было по 6 уроков максимум, а сейчас даже по 8 может быть. Если бы ребенок находился в школе до 12 часов дня, можно было бы побольше домашнего задания дать. Если он до 4 часов дня сидит на уроках, ему сложно заниматься дома. Минобразования: Объем домашнего задания должен быть разумным— Домашние задания, наше мнение, должны оставаться, но объем их должен быть, безусловно, разумным. Основное — это урок, учебные занятия, — Она пояснила, что домашнее задание призвано закрепить материал, полученный на уроке. Будет ли ребенку интересно готовиться дома, зависит от профессионализма учителя, считает она. — Учитель должен отработать урок таким образом, чтобы дома ребенку остались какие-то интересные творческие задания. Учитель года: Могу отпустить детей без домашнего задания, если они усвоили материал на урокеПреподаватель английского языка Инесса Зубрилина, получившая звание «Учитель года-2011», согласна, что мотивация и результативность детей в школе — зона ответственности учителя. Она не считает, что домашние задания стоит отменять, но уверена, что к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Если учитель работает с детьми постоянно и знает особенности их здоровья и психики, это не составит труда, уверена она. — Нужно принимать во внимание возрастные, психологические особенности ребенка. Я считаю, что в первую очередь учитель должен брать на себя ответственность и дифференцировать домашние задания. У нее самой в арсенале есть такой прием. — В конце занятия я проверяю изученный материал и исходя из результатов, даю разное домашнее задание. Когда это системная работа, дети понимают, почему Света делает одно упражнение, а Наташа другое. Все, что ребенок не успел отработать на уроке, он может выполнить дома. И именно с этого я начну следующий урок, чтобы видеть, насколько я могу озадачить его чем-то более сложным. Инесса Зубрилина признается, что может отпустить детей и вовсе без домашнего задания, если видит, что они полностью усвоили материал на уроке. — Но если я вижу, что на что-то нужно обратить внимание, то я могу предложить задание в формате рекомендации. Дети следуют ей, если они мотивированы, если к ним найти подход. Сколько тратят на домашние задания школьники разных стран— Мое мнение — отказываться от домашнего задания не надо. Оно полезно, закрепляет выученный материал. Дети заменят «домашку» телевизором, так что пусть лучше уроки делают. Когда я рос, было домашнее задание, и все было хорошо. Мне кажется, это не такая насущная проблема, ради которой стоит что-то радикально менять, — говорит многодетный отец Александр Онохов.
У него нет ощущения, что ребята перегружены в школе. А вот у других родителей оно возникает. В марте газета «СБ. Беларусь сегодня» Известно, что в Беларуси действуют В России такие лимиты тоже есть, и они чуть строже. Во 2−3-м классах на домашние задания отводится не больше 1,5 часа, в 4−5-м классах — 2 часа, в 6−8 классах — 2,5 часа, в 9−11 классах — до 3,5 часа. В Минобрнауки их даже В 2012 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия оказалась на втором месте в мире по количеству времени, затраченного на домашние задания — 10 часов неделю. Опередили россиян только китайцы — 14 часов в неделю. В западных странах — Великобритании, Германии, США и других — школьники уделяют урокам около 4,9 часа в неделю. Меньше всего учились дома дети из Финляндии и Кореи — около 3 часов в неделю. Беларусь в исследовании не участвовала, но если вдуматься, разница колоссальная. У нас СанПиН отводят ученикам старших классов те же 3 часа на домашнее задание, но не в неделю, а в день. А как у них? В США ученикам задают вести блогДилемму с домашними заданиями в разных странах решают по-разному. Например, в Великобритании учителям Белорусы Дмитрий и Наталья Егоровы живут в Варшаве. Их сын окончил 4 класс. Родители считают, что польская система образования похожа на белорусскую, но более лояльна к ученикам. — Многие учителя дают шанс исправиться, шанс доработать домашнее задание, принести позже. Нам лишь однажды снизили оценку на балл за то, что мы не принесли его вовремя. Я думаю, что это хорошо, потому что это ребенок. Не каждый взрослый может все запомнить, когда у него много заданий, — говорит Наталья Егорова. В школе, где учится ее сын, не ведут бумажные дневники. Дети записывают задания в тетрадях или учебниках. Наталья считает, что это одновременно и плохо, и хорошо. С одной стороны, родители не могут проверить, что задано на дом, с другой — ребенок учится ответственности. — В один день было три серьезных предмета — математика, язык, литература — и три не очень серьезных. Каждый день нам что-то задавали, но не так много. Иногда на трудах задавали что-то объемное, но давали много времени на выполнение. Родители не считают, что сына слишком загружают в школе. Иногда всю «домашку» он может сделать еще в продленке, иногда выполняет задания дома, с помощью родителей. — Это занимает разное время. Зависит от того, сколько задали, от требований учителей и от способностей самого ребенка. Математику он может сделать за 10−15 минут, а над техникой, когда нужно смастерить что-то своими руками, он может сидеть с мамой по 4 часа, — говорит Дмитрий Егоров. Белоруска Алена Павлова живет в США. Уровень школ там определяется именно домашними заданиями: чем лучше школа, тем они сложнее. В слабых школах детей скорее развлекают, чем обучают. Сын Алены проучился в американской школе 1 год, закончив там 5 класс. Сначала он попал в базовую подгруппу по математике, где ему практически не задавали «домашку». Лишь после перехода в более сильную подгруппу он стал засиживаться за уроками дома. — Иногда им дают нетривиальные задачи. Допустим, два 5-классника пошли в поход из одного реального американского города в другой. Вопрос, сколько времени они потратят на это. Для этого нужно сначала измерить свой шаг, просчитать, сколько шагов ты делаешь за минуту, вспомнить количество минут в часе и узнать, каково расстояние между этими городами. Кроме ежедневных заданий, американские школьники делают проектную работу. Например, раз в неделю им надо написать сочинение. — Ребенок обязан читать минимум по 20 минут в день. Раз в неделю им выдается список вопросов, применимых к любой книге. Например: «Как ты думаешь, как бы изменилась история, если бы главным героем был человек другого пола?», «С кем бы их твоего класса этот герой подружился бы?», «Как тебе кажется, что в этой истории можно было бы переписать?». В сочинении обращают внимание на два момента — грамотность и структура. Кроме того, в нем обязательно должно быть три конкретных примера из прочитанного. Алена вспоминает еще одно задание, которое ее сын как-то получил в школе, — вести блог. Учитель оценивал количество и качество записей в нем, а также количество комментариев от одноклассников. В белорусских школах более глубокая академическая составляющая, отмечает Алена. В США школьники изучают материал изучают точечно, зато более тщательно. — Вернувшись из школы в последний день учебного года, мой несентиментальный сын признался, что плакал, потому что школа закончилась. Как маме мне это важнее, что в нем не убили любовь к учебе, любовь к чтению. Для меня это важнее, чем синусы-косинунсы, которые уже проходят здесь и еще не проходят там. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Медики предложили освободить школьников от домашнего задания. TUT.BY выяснил, что на этот счет думают родители и учителя, и как задают "домашку" в других странах.
|
|