АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ПРАВИТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, СТРАТЕГ, ВОИН, ГЕРОЙ. 21.by

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ПРАВИТЕЛЬ, МЫСЛИТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, СТРАТЕГ, ВОИН, ГЕРОЙ

27.08.2015 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Патриарх Кирилл об Александре Невском.  Высказывания и ответы на вопросы зрителей проекта «Имя Россия».

«Александр Невский был величайшим стратегом, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с Востоком или с Западом, не с конкретными врагами, он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание.

Без него не было бы России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода. Александр Невский был политиком, который защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды разорила Русь», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. Почему Александр Невский не подымает борьбу с Ордой? Ведь она захватила Русь. Но монголо-татарам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Монголо-татарам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, не посягая на нашу национальную идентичность. Но когда опасность возникла с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь — никакого компромисса. Когда Папа Римский пишет письмо Александру, пытаясь обратить его на свою сторону, Александр отвечает твердое «нет». Он видит опасность для русского образа жизни, русских культурных ценностей, русского сознания, он встречает закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же, как он чудом Божиим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву.


Позволяя монголам собирать дань с России, Александр Невский понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилёв называл этногенезом. Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было.

Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Именно он оторвал Золотую Орду от Великой Степи. Хитроумным политическим ходом он склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства.

Александр Невский — правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью. В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям: «Не в силе Бог, а в правде…». Какие слова! Какая сила!

Александр Невский — совершенно конкретная историческая личность, человек, который многое сделал для нашего Отечества и надолго заложил основы самого бытия России. Совершая реальные исторические поступки, он был «былинным героем». Ему было 20 лет, когда он шведов разгромил, 22 года, когда он ливонцев потопил на Чудском озере… Молодой, красивый парень!.. Смелый, решительный, сильный. Но самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым, собравшим в себя все лучшее, что олицетворяет спасителя и устроителя России!

Если бы в России были святыми правители после Александра Невского, какой была бы наша история! В 1547 году благоверный князь был канонизирован, и его память свято чтится не только в Русской, но и во многих других поместных православных церквях.

Самое главное качество, которое во все времена должно быть присуще власти и которое раскрылось в святом благоверном князе Александре с особой силой, — это безграничная любовь к Отечеству и своему народу. Вся политическая деятельность Александра Невского определялась именно этим сильным и возвышенным чувством. Это чувство определило всю его жизнь».

— «Википедия» называет Александра Невского «любимым князем духовенства». Разделяете ли вы данную оценку, и если да, чем она обусловлена?

— Мне сложно сказать, чем именно руководствовались авторы свободной энциклопедии «Википедия», назвав так святого Александра Невского. Возможно, тем, что князь был причислен к лику святых и почитается в Православной церкви, в его честь совершаются торжественные богослужения. Впрочем, церковью почитаются и другие святые князья, например Димитрий Донской и Даниил Московский, и было бы неправильно выделять из их числа «любимого». Полагаю, что такое именование могло быть также присвоено князю потому, что он при жизни благоволил к церкви и покровительствовал ей.

— Вы сами лично голосовали на сайте «Имя Россия»? За Александра Невского или еще за кого-то?

— К сожалению, ритм моей жизни и объем работы позволяют мне пользоваться Интернетом исключительно в служебных целях. Я регулярно посещаю, скажем, информационные сайты, но у меня совершенно не остается времени на то, чтобы просматривать те сайты, которые были бы лично мне интересны. Поэтому я не смог принять участие в голосовании на сайте «Имя Россия», но поддержал Александра Невского посредством голосования по телефону.

— Потомков Рюрика разгромил (1241 год), борясь за власть, в гражданских войнах участвовал, родного брата язычникам предал (1252 год), собственноручно новгородцам глаза выцарапывал (1257 год). Неужели РПЦ для поддержания раскола церквей готова канонизировать сатану?

— Говоря о тех или иных деяниях Александра Невского, необходимо учитывать множество различных факторов. Это и историческая эпоха, в которую жил святой Александр. Тогда многие поступки, сегодня кажущиеся нам странными, были совершенно обычным делом. Это и политическая обстановка в государстве — вспомним, что в то время страна испытывала серьезную угрозу со стороны монголо-татар, и святой Александр делал все возможное для того, чтобы свести данную угрозу к минимуму. Что касается приводимых вами фактов из жизни святого Александра Невского, то историки до сих пор не могут подтвердить либо опровергнуть многие из них, а тем более — дать им однозначную оценку.

Скажем, в отношениях Александра Невского с его братом князем Андреем существует много неясностей. Есть точка зрения, согласно которой, Александр жаловался хану на своего брата и просил отправить вооруженный отряд для того, чтобы с ним расправиться. Однако данный факт не упоминается ни в одном древнем источнике. Первый раз об этом сообщил только В. Н. Татищев в своей «Истории Российской», и есть все основания полагать, что автор здесь увлекся исторической реконструкцией — «додумал» то, чего на самом деле не было. Так считал, в частности, Н. М. Карамзин: «По вымыслу же Татищева, Александр донес хану, что меньший его брат Андрей, присвоив себе Великое Княжение, обманывает монголов, дает им только часть дани и прочее» (Карамзин Н. М. — История государства Российского. — М.,1992. — Т. 4. — С. 201. Прим. 88).

Многие историки сегодня склонны придерживаться иной, нежели Татищев, точки зрения. Андрей, как известно, проводил независимую от Батыя политику, опираясь при этом на соперников хана. Как только Батый взял власть в свои руки, он тотчас разделался со своими оппонентами, отправив отряды не только на Андрея Ярославича, но и на Даниила Романовича.

Мне неизвестен ни один факт, который мог хотя бы косвенно свидетельствовать о том, что почитание святого Александра Невского является поводом для церковного раскола. В 1547 году благоверный князь был канонизирован, и его память свято чтится не только в Русской, но и во многих других поместных православных церквях.

Наконец, не будем забывать, что, принимая решение о канонизации того или иного человека, церковь учитывает такие факторы, как молитвенное почитание народом и совершаемые по этим молитвам чудеса. И то и другое во множестве имело и имеет место в связи с Александром Невским. Что же касается ошибок, совершаемых таким человеком в жизни, или даже его грехов, то нужно помнить, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит». Грехи искупаются покаянием и скорбями. И то, и особенно другое присутствовало в жизни благоверного князя, как присутствовало и в жизни таких грешников, ставших святыми, как Мария Египетская, Моисей Мурин и многие другие.

Уверен, если вы внимательно и вдумчиво прочитаете житие святого Александра Невского, поймете, почему он был причислен к лику святых.

— Как Русская православная церковь относится к тому, что князь Александр Невский выдал на расправу татарам своего брата Андрея и угрожал войной сыну Василию? Или это так же соответствует канонам, как освящение боеголовок?

— В первой своей части данный вопрос перекликается с предыдущим. Что же касается «освящения боеголовок», то мне неизвестен ни один подобный случай. Церковь всегда благословляла своих чад на защиту Отечества, руководствуясь заповедью Спасителя. Именно по этим причинам с древних времен существует чин освящения оружия. Мы за каждой Литургией молимся о воинстве нашей страны, понимая, сколь тяжкая ответственность лежит на людях, с оружием в руках стоящих на страже безопасности Отечества.

— Не получается ли так, что, выбирая Невского Александра Ярославича, мы выбираем миф, кинообраз, легенду?

— Уверен, что нет. Александр Невский — совершенно конкретная историческая личность, человек, который многое сделал для нашего Отечества и надолго заложил основы самого бытия России. Исторические источники позволяют нам достаточно определенно узнать о его жизни и деятельности. Конечно, за время, прошедшее со дня кончины святого, людская молва привнесла в его образ некий элемент легенды, что лишний раз свидетельствует о том глубоком почитании, которое всегда воздавалось князю русским народом, но, убежден, этот оттенок легенды не может служить препятствием к тому, чтобы мы сегодня воспринимали святого Александра как реальный исторический персонаж.

— На какие, на ваш взгляд, качества русского героя святого благоверного Александра Невского могла бы обратить внимание, а по возможности и перенять их нынешняя российская власть? Какие принципы управления государством актуальны и по сей день?

— Святой Александр Невский принадлежит не только своему времени. Его образ актуален для России и сегодня, в XXI веке. Самое же главное качество, которое, как мне кажется, во все времена должно быть присуще власти, — это безграничная любовь к Отечеству и своему народу. Вся политическая деятельность Александра Невского определялась именно данным сильным и возвышенным чувством.

— Ответьте, близок ли Александр Невский душам людей нынешней современной России, а не только Древней Руси. Особенно нациям, исповедующим ислам, а не православие?

— Я уверен в том, что образ святого Александра Невского близок России во все времена. Несмотря на то что жил князь несколько столетий назад, его жизнь, его деятельность актуальны для нас и сегодня. Разве имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, как готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны? Разве могут они быть присущи только православным и быть чуждыми мусульманам, буддистам, иудеям, которые с давних пор мирно, бок о бок, проживают в многонациональной и многоконфессиональной России — стране, никогда не знавшей войн на религиозной почве? Что же касается собственно мусульман, то приведу лишь один пример, который говорит сам за себя — в передаче «Имя России» прозвучало интервью мусульманского лидера, который выступил в поддержку Александра Невского потому, что именно святой князь заложил основы диалога Востока и Запада, христианства и ислама. Имя Александра Невского равным образом дорого всем людям, проживающим в нашей стране, независимо от их национальной или религиозной принадлежности.

— Почему вы решили принять участие в проекте «Имя Россия» и выступить в роли «адвоката» Александра Невского? На ваш взгляд, почему сегодня большинство людей выбирает именем России не политика, ученого или деятеля культуры, а именно святого?

— К участию в проекте в качестве «защитника» Александра Невского меня подвигло сразу несколько обстоятельств. Во‑первых, я убежден в том, что именно святой Александр Невский должен стать именем России. В своих выступлениях я многократно аргументировал свою позицию. Кто, как не святой, может и должен быть назван «именем России»? Святость — понятие, не имеющее временных границ, простирающееся в вечность. Если наш народ выбирает своим национальным героем именно святого, это свидетельствует о духовном возрождении, происходящем в сознании людей. Сегодня это особенно важно.

Во‑вторых, этот святой очень мне близок. Мои детство и юность прошли в Петербурге, где почивают мощи святого Александра Невского. Мне посчастливилось иметь возможность часто прибегать к данной святыне, молиться святому князю в месте его упокоения. Во время учебы в ленинградских духовных школах, которые находятся в непосредственной близости от Александро-Невской лавры, все мы, тогдашние студенты, явно ощущали благодатную помощь, которую Александр Невский оказывал тем, кто с верою и упованием призывал его в своих молитвах. У мощей святого князя я получил рукоположение во все степени священства. Поэтому с именем Александра Невского у меня связаны личные переживания.

— Проект называется «Имя Россия». Впервые слово «Россия» прозвучало без малого через 300 лет после успения князя! При Иоанне Грозном. А Александр Ярославич всего лишь княжил в одном из осколков Киевской Руси — апгрейженной версии Великой Скифии. Так какое отношение к России имеет святой Александр Невский?

— Самое непосредственное. В своем вопросе вы затрагиваете принципиально важную тему. Кем мы считаем себя сегодня? Наследниками какой культуры? Носителями какой цивилизации? С какого момента истории должны мы отсчитывать свое бытие? Неужели только лишь со времен правления Иоанна Грозного? От ответа на эти вопросы зависит очень многое. Мы не имеем права быть Иванами, не помнящими своего родства. История России начинается задолго до Иоанна Грозного, и достаточно открыть школьный учебник истории для того, чтобы в этом убедиться.

— Расскажите, пожалуйста, о посмертных чудесах Александра Невского с момента его смерти до наших дней.

— Таких чудес великое множество. Подробно о них вы можете прочитать в житии святого, а также во многих книгах, посвященных Александру Невскому. Более того, я уверен, что у каждого человека, который искренне, с глубокой верой призывал в молитвах святого князя, в жизни было свое маленькое чудо.

— Не рассматривает ли Русская православная церковь вопрос о канонизации других государственных мужей, таких как Иван IV Грозный и И. В. Сталин? Ведь они были самодержцами, прирастившими мощь государства…

— К лику святых причислены многие князья, помимо Александра Невского. Решая вопрос о канонизации того или иного человека, церковь учитывает множество факторов, и достижения на политическом поприще играют здесь отнюдь не определяющую роль. Русская православная церковь не рассматривает вопрос о канонизации Ивана Грозного или Сталина, которые, хотя и сделали для государства много, в своей жизни не проявили качеств, которые могли бы свидетельствовать об их святости.

Подготовил протоиерей Павел Боянков

 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Патриарх Кирилл об Александре Невском.  Высказывания и ответы на вопросы зрителей проекта «Имя Россия». ...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика