Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
Недавно в беседе о происходящем во внутренней и внешней политике Беларуси мой знакомый профессор из Оксфордского университета задал такой вопрос: «Внутри и вокруг Беларуси сейчас действительно происходит много интересного. Но при всем этом так и непонятно, куда же Беларусь стремится, какой она себя хотела бы видеть в будущем?»
Обычно на этот простой вопрос в Беларуси можно услышать два простых ответа. Первый — о каком-то особенном пути в рамках белорусской социально-экономической модели. Второй — об абстрактном развитии по лекалам демократических государств, особенно реформировавших себя после распада СССР стран Центральной и Восточной Европы. Однако, будучи знакомым с дискуссиями и в органах госуправления, и в большинстве оппозиционных структур, оба ответа не вызывают особого доверия. К сожалению, ни на то, ни на другое в настоящий момент у Беларуси нет серьезных ресурсов: финансовых, организационных и интеллектуальных.
По крайней мере, речь о внутренней политике, ее социально-экономическом измерении. Во внешней политике вполне конкретные осязания реальности и цели последние два года как раз-то и формируются. И дай Бог, чтобы этот здоровый процесс продолжался! А вот по внутренним темам просто беда какая-то!
Более чем отчетливо это демонстрирует нынешняя президентская кампания, особенно на этапе агитации. Пять лет многочисленные политические структуры реагировали на вопрос «Либерального клуба» «а где же ваши хоть какие-то программы?» отговорками в стиле «сейчас не время этим заниматься». Некоторые особо одаренные давали еще более оригинальные ответы: «Вот придем к власти — и тогда дадим вам возможность воплощать все ваши программы!»
Потом, на этапе сбора подписей, мы слышали: «Вы что, сейчас закон запрещает нам говорить о программах, но вот после регистрации…» И вот это после регистрации настало. И что же мы видим?
А видим мы какие-то убогие и кастрированные попытки не особо искушенных знаниями людей казаться популистее главного популиста.
Остапам Бендерам от политики программы, разумеется, не нужны. Им лишь бы урвать, здесь и сейчас. Но в государстве вообще есть хоть кто-то, для кого имеет значение, в каком направлении движется наш поезд? Или это так, тема для дискуссий с оксфордской профессурой?..
Антон Болточко
Кандидаты на татами
Все кандидаты в президенты опубликовали свои предвыборные программы. Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, во всех программах уделено внимание экономическим реформам.
Сергей Гайдукевич с большего повторил всем известные истины: Беларуси необходимы инвестиции, частная инициатива и модернизация предприятий. Однако экономической части программы не хватает конкретики, которая позволила бы оценить суть предложений кандидата. Таким образом, например, нет ответов на вопросы: как будет «стимулироваться развитие легального сектора экономики» и с помощью какого прибора будут классифицировать «производства, которые реально могут конкурировать»?
Программа другого кандидата — Татьяны Короткевич — еще больше наполнена откровенными лозунгами и пожеланиями «экономического обновления» страны. При этом существует неприкрытая бессистемность решений: например, кандидат одновременно предлагает модернизацию «стратегических предприятий» (в Беларуси это преимущественно государственный сектор) при помощи господдержки и обеспечение «равной конкуренции» для всех форм собственности. Это практически ничем не отличается от сегодняшних реалий.
Николай Улахович также решил ограничиться общими фразами в стиле «повышение конкурентоспособности», «инвестиции», «сокращение внешнего долга» и т.п. При этом программа не дает ответа на вопрос «как это сделать?».
Последним свою программу представил Александр Лукашенко, который построил ее экономическую часть на пяти ключевых принципах. По каждому направлению расписаны свои меры, что делает предложения кандидата наиболее полными и системными.
Однако есть одно «но»: Лукашенко — самый известный для нас кандидат, который за все эти годы серьезно растерял доверие в экономических вопросах. Поэтому, к сожалению, нельзя с уверенностью сказать, что все предложенные изменения будут претворены в жизнь.
Но это не отменяет того, что экономическая часть его программы проработана в разы лучше, чем у остальных кандидатов. Тяжеловес Лукашенко в конкуренции программ определенно уложил соперников на татами.
Никита Беляев
Два (не) варианта для властей
Тема коррупции не покидает новостные ленты. Складывается впечатление, что коррупционная ноша, как минимум, в психологическом плане, начинает довлеть над системой госуправления.
Улучшить ситуацию в этой сфере, как мы уже не раз отмечали, власти намерены реализацией нового закона «О борьбе с коррупцией». Маловероятно, что документ способен радикально изменить положение дел, однако на отдельных уровнях его имплементация действительно позволит снизить уровень коррупции. Вопрос лишь в способности системы эффективно реализовать все положения документа.
Судя по утвержденному в конце августа плану мер по выполнению поручений нового закона «О борьбе с коррупцией», намерения у государства серьезные. Так, согласно плану, все предусмотренные документом мероприятия должны быть исполнены до 7 декабря этого года, а информация об их исполнении представлена в Совмин к середине января 2016 года.
Это означает, что к моменту вступления закона в силу все его положения с большой долей вероятности будут внедрены в национальное законодательство. Этот факт заслуживает положительной оценки. Ведь если имплементация норм растягивается на годы, это автоматически снижает его эффективность и результативность.
Проблема заключается в другом: качестве подготовленных к реализации мер. Например, как будут работать в Беларуси общественная экспертиза законопроектов или общественный контроль? Ведь у белорусского законодателя нет опыта их разработки. Общественный контроль, о чем мы также уже не раз писали, существует в Беларуси в полузачаточном состоянии, а общественной экспертизы нет как таковой. Успеют ли власти за пару месяцев создать качественный и эффективный инструмент? Скорее всего, нет.
В этой ситуации у руководства Беларуси есть два варианта решения проблемы: отложить вступление закона в силу или привлечь к подготовке механизмов как можно более широкий круг национальных и зарубежных специалистов. Однако что-то подсказывает, что ни один из этих вариантов не будет выбран…
Вадим Можейко
Как успешен белкульт, если без запретов!
Белорусский музыкант, барабанщик из группы IQ48 и продюсер Антон М. одной песней собрал аудиторию в 239 миллионов человек. А Лявон Вольский, фронтмен «Крамбамбули» и экс-лидер N.R.M., автор известных всей стране хитов «Тры чарапахи», «Турысты», «Паветраны шар» и др., на свое 50-летие собрал сотню-другую людей в подземном переходе.
Главные белорусские музыкальные события последней недели выпукло демонстрируют различия возможностей для творчества в нашей стране и за океаном (еще был новый альбом Brutto, но до былых высот Сергей Михалок уже не дотягивает, и главной новостью выход его альбома не является).
Дело, конечно, не в том, что восходящую хип-хоп звезду Fetty Wap, исполняющего созданный белорусом трек Trap Queen, публика любит, а про Вольского люди забыли. Просто американский исполнитель работает без чиновничьих ограничений, а легендарный белорусский артист вынужден полулегально выступать в подземном переходе, почти не анонсируя концерт.
Невозможно себе представить, чтобы песни Fetty Wap анализировала какая-нибудь Ms. Vitalina Rudzikava из Бюро по делам образования и культуры Госдепа США. А потом принимала решение, достоин хип-хоп исполнитель прозвучать в iPod’ах американцев — или же он «может навредить моральности и здоровью населения». Столь же невероятным выглядит при победе на президентских выборах-2016 республиканцев внесение в гипотетический «американский черный список» One Direction и U2 за поддержку Хиллари Клинтон.
К сожалению, в Беларуси музыканты действительно сталкиваются с такими (и не только) сложностями. Государственная машина зачастую продолжает мыслить нецивилизованными категориями «не пущать» и хочет всецело регулировать искусство. В этом же стиле написан и нашумевший проект указа, согласно которому снимать кино можно будет только с разрешения государства, после утверждения Минкультом сценария, актеров, съемочных локаций и т.д. Такие меры просто нереализуемы на практике и по сути убивают свободное кинотворчество. К такому же плачевному эффекту приводят различные черные списки артистов.
Чиновник, дай артисту свободу! Не вынуждай молодые таланты улетать в Калифорнию, а Вольского — в Вильнюс, на прощальный концерт.
Александр Филиппов
Купите что-нибудь ненужное и дорогое
14 сентября ряд СМИ сообщили о, казалось бы, внешне незначительном конфликте. Подъезд в одном из минских жилых домов был украшен художественной росписью, причем ни проведение самих работ, ни их стоимость не были согласованы с жильцами. Постфактум людям предложили оплатить оказанную «услугу». Несмотря на незначительность суммы (34 500 рублей с квартиры), некоторые жильцы ответили категорическим отказом. После этого на форуме развернулись бурные дискуссии, достаточно показательно отражающие специфику белорусского общества.
Многие форумчане (как и руководство ЖЭС № 129) не видят проблемы в том, чтобы оплатить сумму, а наличие конфликта объясняют проблемностью дома и его жильцов (преимущественно, малоимущие льготники). Налицо фундаментальная проблема отношения к собственности, цене, труду и свободе.
Между безусловным уважением к частной собственности и разрешением государству делать с ней все, что чиновники посчитают нужным, многие белорусы, к сожалению, делают выбор в пользу последнего. Не стоит удивляться, что украшение подъездов — это лишь вершина пирамиды, за которую мы платим без всякого на то нашего согласия, а зачастую даже не подозревая об этом.
Какова реальная стоимость общественного транспорта, или же она будет стремиться к бесконечности? Ни в одной стране, за исключением Беларуси, метрополитены не могут позволить себе 3-5 человек «охраны» с непонятными обязанностями, стоящими у входа на станцию.
Какова реальная стоимость услуг ЖКХ? Какова будет в итоге стоимость и качество обязательного ремонта подъездов, когда аппетиты и связи «нужных» подрядных организаций, абсолютно независящих от жильцов, достигнут своего максимума?
Каков реальный объем рынка обязательных товаров и услуг (включая всевозможные разрешения, согласования, счетчики-датчики и т.д., и т.п.), ценообразование и сама потребность в которых полностью оторваны от потребителя. Это лишь единичные примеры из общей системы белорусского рынка.
Конечно, административный ресурс для проталкивания своих товаров и услуг имеет колоссальную экономическую отдачу, правда, с обоими знаками: «плюс» для поставщиков и «минус» для всего общества в целом. Пока белорусы даже не могут представить объем этого рынка в зарегулированной экономике страны. Но начинать нужно хотя бы с подъездов.