Президент Беларуси сообщил, что повышение пенсионного возраста является одной из настойчивых рекомендаций МВФ. Эксперты обращают внимание на то, что необходимо реформировать всю пенсионную систему страны, нельзя ограничиваться лишь подъемом возрастной планки.
Фото: tkgorod.ru
Беларусь заинтересована в получении кредита МВФ, но будет действовать с учетом национальных интересов, заявил Александр Лукашенко 1 декабря на совещании о ходе переговоров по программе расширенного финансирования с МВФ.
В частности, глава государства отметил: «Если мы говорим о том, что нам надо повышать пенсионный возраст, что нам, кстати, МВФ настоятельно рекомендует, я перед выборами это сказал, это моя абсолютная убежденность — нам надо повышать пенсионный возраст, и назвал причины. Но при этом сказал, что мы должны посоветоваться с народом. Я поручил Администрации президента, думаю, они уже выработали некий алгоритм, как с народом посоветоваться».
Лукашенко добавил: «Если не мы сегодня это сделаем, то все это ляжет на наших детей. Если в правительстве у кого-то тренд бежать впереди паровоза, то я хочу предупредить — не делайте этого».
Пенсионеры составляют 23,9% от всего населения и 40,3% от трудоспособного населения Беларуси. Согласно прогнозу демографов Национальной академии наук, к 2020 году доля пенсионеров в общей численности населения вырастет до 26,4%, к 2030 году — до 28,7%, а к 2050-му треть населения страны будет пенсионерами. При этом к 2030 году доля пенсионеров составит 53,2% от трудоспособного населения.
Старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб отметил, что МВФ заявляет о необходимости реформ в пенсионной системе, но не указывает, какими они должны быть.
«Нет формулировки в документах МВФ, из которых бы следовало, что нам рекомендуют увеличивать пенсионный возраст. Кроме того, реформа пенсионной системы нужна не МВФ, а Беларуси. Это связано с увеличивающейся нагрузкой на Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), из которого выплачиваются пенсии, что вызвано сложной экономической ситуацией и негативными демографическими процессами», — сказал Иосуб.
Он отметил: для того чтобы ФСЗН мог устойчиво работать, можно поднять пенсионный возраст, размер отчислений работающих в фонд, снизить или заморозить выплаты. Ни одна из этих мер не является популярной, сказал экономист.
Повышение возраста выхода на пенсию до европейского уровня ныне нецелесообразно для Беларуси, говорится в работе «Направления совершенствования пенсионной системы» Института экономики Национальной академии наук. Как вариант предлагается сделать одинаковым возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин. Выравнивание пенсионного возраста до 60 лет для обоих полов заметно сократит долю пенсионеров и снизит нагрузку на трудоспособное население.
Демограф Анастасия Боброва замечает: «Возможности дальнейшего роста пенсии ограниченны, так как численность пенсионеров ежегодно растет вместе с сокращением численности трудоспособного населения, низкий возраст выхода на пенсию усугубляет нагрузку на трудоспособное население».
При этом Боброва подчеркнула, что хотя повышать возраст выхода на пенсию необходимо, это не решит полностью проблем, связанных с ростом государственных затрат на финансирование пенсионного обеспечения.
Демографы считают, что развитие накопительного уровня системы пенсионного страхования сейчас важнее, чем вопрос повышения пенсионного возраста.
Впрочем, введение механизма накопительной пенсии в Беларуси невозможно без развитого реального и ликвидного денежного рынка, отметил Вадим Иосуб. А такого рынка в Беларуси нет.
Анастасия Боброва отмечает, что на нынешнем этапе предпочтительным было бы внедрение системы добровольного участия в накопительной пенсионной системе.
Чтобы накопительная пенсионная система заработала в стране в полную силу, государству предстоит решить ряд задач.
«Во-первых, — сказала Боброва, — необходимо развивать фондовый рынок, чтобы организации, аккумулирующие пенсионные взносы, могли эффективно их инвестировать. Во-вторых, обеспечить макроэкономическую стабильность, поскольку накопления в национальной валюте могут быть средством сбережения лишь в случае стабильности обменного курса».
Кроме того, специалисты констатируют, что в Беларуси наблюдается высокая доля получателей досрочных пенсий, и предлагают создать систему переаттестации рабочих мест по прозрачной и понятной для всех участников процедуре.
Наиболее мягкий вариант реформы состоит в том, что любые изменения могут быть распространены на работников, впервые вступающих на соответствующие рабочие места, отметила Боброва.
Эффективная реализация как минимум части предложений, сказала она, невозможна без изменений, связанных со снижением инфляции и развитием финансового рынка, а также развития иных инструментов, имеющих своей целью финансовую поддержку жизни на пенсии (страхование жизни, обратная ипотека и др.).