Студент второго курса филологического факультета Белгосуниверситета Глеб Вайкуль стал широко известен после Марша студентов. 18 января молодого человека пригласили в управление кадров БГУ ознакомиться с приказом об отчислении.
Основанием для отчисления стала академическая неуспеваемость — Вайкуль не сдал зачет по психологии литературного творчества.
Сначала студент дважды не сдал этот зачет преподавателю Татьяне Шамякиной, которая, по словам Вайкуля, указывала на слишком общие ответы, а также задавала вопросы не по теме. После этого для принятия зачета была создана комиссия, в состав которой помимо Татьяны Шамякиной вошли еще два преподавателя.
Вайкуль утверждает, что члены комиссии были не против поставить ему зачет, но профессор Шамякина возражала, и зачет студенту не засчитали.
«Молодой человек просто абсолютно ничего не ответил, — рассказала «Нашай ніве» Татьяна Шамякина. — Ни на основные вопросы, ни на дополнительные. Если он и говорит, что всё он знал, а я его срезала, то это просто ложь, а он непорядочный человек».
Шамякина утверждает, что за 40 лет работы персонально из-за нее не отчислили ни одного студента: «А у Вайкуля были проблемы и с другими дисциплинами, его не допустили еще к одному экзамену. Никаких указаний насчет давления на Вайкуля никто в БГУ не получал».
Проблемы у Глеба Вайкуля были еще и с физкультурой. В деканате утверждают, что он вообще не посещал занятия, а молодой человек говорит, что у него была травма, а раньше он выступал за университет по плаванью, поэтому проблем с зачетом не имел бы, если бы пришел в день сдачи.
Но зачет был назначен на 30 декабря, а в этот день у Вайкуля был суд, который оштрафовал его на 18 базовых величин (3,24 млн рублей) за участие в Марше студентов, который прошел 2 декабря в Минске. Молодого человека обвинили в нарушении установленного порядка проведения пикетирования.
13 января Вайкуль письменно обратился к ректору БГУ с просьбой аннулировать результат оценки комиссии, признать оценку необоснованной. Вайкуль просит назначить дополнительную пересдачу по психологии литературного творчества с другим председателем комиссии и в присутствии его представителя.
С Вайкулем связался представитель администрации БГУ и сообщил, что решение по его обращению будет принято 29 января.
Глеб Вайкуль настаивает, что у него достаточно знаний, чтобы успешно пройти испытание, а «незачет был выставлен необъективно, по политическим мотивам и был связан с участием в Марше студентов».
Он также сообщил, что за политическую активность были отчислены еще два студента БГУ, которые обучались на других факультетах.
Как сообщил Naviny.by декан филологического факультета Иван Ровдо, Глеб Вайкуль в первом семестре на занятиях по психологии литературного творчества был лишь один раз, а на занятиях по физическому воспитанию вообще не присутствовал ни разу.
«Не могло быть такого, чтобы два преподавателя были за то, чтобы поставить зачет, а один против, и в результате комиссия решила ставить незачет», — сказал декан.
Иван Ровдо связывает отчисление студента исключительно с неуспеваемостью. «К его студенческой активности отчисление не имеет отношения», — подчеркнул декан. По его словам, помимо Вайкуля с филфака за неуспеваемость было отчислено еще 14 студентов.
Глеб Вайкуль надеется учиться дальше — в БГУ или в другом вузе, в Беларуси или за рубежом. Можно предположить, что он станет участников программы Калиновского для белорусских студентов или поедет в ЕГУ.
Марш студентов организовало движение «Студенты против». Молодые люди выступали против введения в БГУ платных пересдач академической задолженности, прекращения давления на студентов, роспуск Ассамблеи БГУ и создание нового органа студенческого самоуправления. Все их требования были проигнорированы.
Очевидно, что исключение Глеба Вайкуля станет демонстрацией того, что белорусским студентам лучше активность не проявлять. В любом случае, их мнение администрация не учитывает, а последствия выступлений для молодых людей серьезные.
Как это согласуется со вступлением Беларуси в Болонский процесс, остается только догадываться. Характерно, что в своей программной статье в «Советской Белоруссии» министр образования Михаил Журавков о Болонском процесс упомянул лишь в связи со сроками обучения в вузах и мобильности студентов, но не обмолвился ни словом ни об академических свободах, ни о студенческом самоуправлении.