Беларусь идет по пути дальнейшего ограничения институциональной автономии университетов. К такому выводу пришли эксперты центра образовательной политики Вильнюсского университета — авторы «Мониторинга общественного участия в управлении высшим образованием в странах Восточного партнерства (Украина, Беларусь, Молдова)».
Сравнительный анализ управления высшим образованием в трех государствах был подготовлен на основании страновых отчетов и опубликован Общественным Болонским комитетом — гражданской инициативой по содействию вступлению Беларуси в Болонский процесс.
В мониторинге отмечается, что ситуация в системе высшего образования Беларуси существенно отличается от Молдовы и Украины. Наличие в Беларуси различных (общественных, экспертных, координирующих и других) советов под эгидой Совета министров вовсе не означает вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс управления образованием, поскольку эти советы назначаются чиновниками и не имеют полномочий для принятия решений. Они могут просить, рекомендовать или протестовать, но не имеют реальных возможностей для участия в процессе принятия решений, констатируют авторы.
Аналогичная ситуация складывается в сфере управления вузами, говорится в мониторинге. Ректоры, в том числе частных университетов, не избираются сенатом или ученым советом, а назначаются президентом, правительством или министром образования. Порядок привлечения общественности к участию в работе университетских советов четко не определен. Работодатели и другие заинтересованные стороны почти не представлены в университетских советах, хотя формально такая возможность существует. Номинально существующие в некоторых вузах попечительские советы не имеют реальных полномочий и влияния на принятие решений. Студенты, которые могут составлять до 25% членов совета вуза, не избираются, а назначаются администрацией. Все решения, принимаемые студенческими советами, вступают в силу только после утверждения администрацией университета, поэтому их реальные возможности представлять интересы и права студентов крайне ограничены.
В страновом отчете по Беларуси не содержится каких-либо предложений или рекомендаций, отмечается в мониторинге. Стране предстоит пройти еще долгий путь для того, чтобы система управления университетами пришла в соответствие с принципами институциональной автономии, считают эксперты.
Беларусь, напомним, вступила в Болонский процесс со второй попытки (в мае 2015 года) при условии выполнения таких принципов, как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.