«Я не стану вызывать скорую помощь, если у меня поднимется температура до 38,8 градуса. Мне совесть не позволит. А жители Минска делают это до приема жаропонижающих», — рассказал заместитель главного врача Городской станции скорой медицинской помощи.
Более трети вызовов скорой помощи в Минске связаны с болезнями системы кровообращения. Значимый вклад у заболеваний дыхательных путей, травм и отравлений. Эта структура остается постоянной на протяжении последних семи лет.
Ежегодно минская скорая выезжает более 600 тысяч раз — около двух тысяч за сутки. Один вызов обходится в 603 тысячи рублей.
Некоторым проще вызывать скорую, чем идти в поликлинику
Характерно, сказал заместитель главного врача по медицинской части Городской станции скорой медицинской помощи Павел Удот, что зимой в период подъема заболеваемости ОРВИ вызовы по поводу повышенной температуры составляют до 300 в сутки.
«Диспетчеры спрашивают у пациента, принимал ли он жаропонижающее лекарство, и порой оказывается, что нет, — рассказал Павел Удот. — Когда в доме есть таблетки, которые могут снизить температуру, но вы вызываете скорую, это неправильно по отношению к службе скорой медицинской помощи и людям, которым скорая нужна по-настоящему. Мы выезжаем на температуры, но тогда, когда пациент сам не справляется с помощью лекарств».
Есть люди, которые вызывают скорую сбить давление, хотя являются гипертониками и должны принимать соответствующее лекарство, но не делают этого.
Павел Удот считает, что немотивированные вызовы скорой — это вопрос ответственности каждого человека и не связаны с огрехами в работе поликлиник:
«Поликлиническая служба работает на высоком уровне. Однако некоторые пациенты имеют приверженность не к лечению, назначенному в поликлинике, а к вызову скорой помощи. Им кажется проще вызвать врача скорой, чем идти в поликлинику».
Заместитель главного врача по организационно-методической работе Городской станции скорой медицинской помощи Олег Воробей отметил, что порой медики сталкиваются с недовольством пациентов, например, по поводу ожидания в течение 40 минут бригады скорой помощи, вызванной по поводу высокой температуры.
В часы пик, когда количество вызовов может составлять более ста в час, происходит их наслоение, а свободных бригад не остается. И первую освободившуюся операторы направляют, прежде всего, по экстренным вызовам, а затем по всем остальным.
В 99% случаев бригады скорой помощи приезжают к пациенту без опозданий. Экстренные вызовы (падения с высоты, утопления, удушения, ДТП) после их приема должны быть переданы бригаде скорой помощи в течение 4 минут, срочные (проблемы с сердцем, дыханием) — в течение 15 минут, неотложные (высокая температура) — одного часа. К этому времени необходимо прибавить еще 15 минут, чтобы доехать к больному.
Оператор на линии «103» отвечает в течение 2-30 секунд. «Звонок сразу после соединения переключается на внутреннюю АТС. И в случае, если вам не отвечают, это означает, что все диспетчеры заняты. Если человек не кладет трубку, его обязательно соединят со специалистом. Мы надеемся, что в скором времени у нас появится финансовая возможность голосового сопровождения звонка, когда сразу после соединения будет сообщаться, что звонок принят», — рассказал Олег Воробей.
Службе скорой помощи нужны врачи
Медиков на скорой не хватает, вакансии есть всегда. Большинство бригад на станции скорой медицинской помощи Минска — фельдшерские (94 из 158).
Олег Воробей не считает проблемой, что количество фельдшерских бригад больше врачебных. По его словам, сотрудники скорой помощи действуют соответственно четкому алгоритму и в постановке диагноза, и в оказании медпомощи. Фельдшер в случае возникновения вопросов может обратиться на стацию скорой помощи, где круглосуточно работает врач-консультант.
«Мы за то, чтобы к нам приходили врачи. Они позволяют держать на высоком уровне качество оказания медпомощи, на практике обучают фельдшеров, которые потом могут работать самостоятельно. В бригадах, оказывающих реанимационную, педиатрическую помощь, врачи есть», — отметил Олег Воробей.
Начисленная среднемесячная зарплата врачей службы скорой помощи Минска составила за 2015 год более 10 млн рублей, фельдшеров и медсестер — более 7 млн рублей, а санитаров — порядка 4 млн рублей. В настоящее время уровень зарплат остается примерно на таком же уровне.
Уровень подготовки фельдшеров, работающих на станции скорой медпомощи Минска, высокий и позволяет «улучшать состояния пациента и благотворно влиять на прогноз лечения», считает Павел Удот.
Он также отметил, что в странах Западной Европы в составе бригад скорой медпомощи к больным часто выезжают парамедики, задача которых — оказать первую помощь и довезти человека с соблюдением определенных правил в медицинское учреждение.
Напомним, министр здравоохранения Василий Жарко, выступая на коллегии комитета по здравоохранению Мингорисполкома 12 февраля, выразил мнение, что в Минске на станции скорой медицинской помощи должно быть больше врачебных, а не фельдшерских бригад. Для этого в систему скорой помощи будут больше распределять выпускников медицинских вузов.
В настоящее время укомплектованность врачами службы скорой медицинской помощи составляет 67%. Медики работают много — по итогам 2015 года среди врачей совместительство составило 1,35 ставки, фельдшеров — 1,15 ставки. Олег Воробей отметил, что есть сотрудники, которые работают и на две ставки. Работа на полторы ставки означает, что врач или фельдшер трудится сутки через двое.